25 июня 2021 12:06

Тайга на крыле

Восемьдесят лет назад на железной дороге появился аэроклуб

Советская авиация рождалась в азарте первых пятилеток. Тогда на повестке дня стояла задача разработать конструкцию и начать промышленное производство отечественных самолётов. Остро требовались новые кадры: конструкторы, лётчики, авиатехники и другие специалисты… Понятно, что огромную, если не основную, роль в этом деле должна была сыграть молодёжь. Кому, как не ей, полной сил, энтузиазма, поднимать страну на крыло. «Комсомолец – на самолёт!» – бросил клич X cъезд ВЛКСМ. Молодёжь ответила: «Есть!»
По всей стране под эгидой Осоавиахима стали создаваться аэроклубы. Появился он в 1932 году и в городе Сталинске (ныне Новокузнецк. – Ред.). В Кузбасском регионе было создано аж шесть аэроклубов – больше, чем в любой другой области Советского Союза. Причём один из них открылся не в каком-то большом городе, например Прокопьевске или Кемерове, а в посёлке Тайга, на узловой станции Транссибирской магистрали.

Местные железнодорожники к авиации относились спокойно. Ведь главным транспортом страны были железные дороги. Но они понимали, что нужны защитники воздушных рубежей государства. Это и стало одним из главных аргументов для того, чтобы открыть на станции аэроклуб. Железнодорожников не остановило даже то, что для этого требовалось приобрести не один летательный аппарат и что стоила техника немалых денег. Собрать в посёлке с населением немногим более десяти тысяч человек такие суммы было, конечно же, проблематично. Тем не менее тайгинцы поставили перед собой такую задачу и стали её решать, в частности обратились ко всем железнодорожникам с просьбой выделить из зарплаты хоть какую-то сумму на «стальные крылья». И люди откликнулись. В 1933 году первый в стране железнодорожный аэроклуб распахнул свои двери для желающих научиться летать. А потом он прогремел на весь Советский Союз.

О необычном аэроклубе упоминает в своих мемуарах полярный лётчик, участник спасения экспедиции с парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Северном Ледовитом океане, Герой Советского Союза Василий Молоков. Он пишет: «Аэроклубы начинали создаваться повсеместно. Интерес к авиации после челюскинской эпопеи был огромным, а профессия лётчика окружена романтикой. На общественные средства силами молодёжи строились учебные аэродромы, приобретались самолёты. К примеру, те же тайгинцы на добровольные отчисления приобрели три учебных самолёта, два планера, организовали тринадцать кружков по авиаделу. Более двухсот школьников занимались при Тайгинском аэроклубе авиамоделированием».

Кстати, именно тайгинские аэроклубовцы 5 июля 1934 года сопровождали от станции Чернореченская (Красноярский край) до Новосибирска поезд, в котором ехали прославленные полярные лётчики Водопьянов, Доронин, Каманин, Молоков и другие.

Позже Василий Молоков в своих воспоминаниях о героическом перелёте Москва – Красноярск – Киренск – Якутск напишет: «Мы шли всё время под облаками, снижаясь до самых верхушек деревьев, ориентируясь на линию железной дороги. Ветер бросал нас то вверх, то вниз. В тумане чуть было не врезались в склон горы, заросший соснами и елями. Буквально в последние секунды удалось почти вертикально вынестись вверх и обогнуть сопку. Но зато как приятно нам было прочесть на снежной площадке за станцией Тайга выведенные чёрной краской, обращённые к нам слова: «Счастливого пути!» Тут же полукругом в ожидании нашего самолёта стоял почётный караул курсантов Тайгинского аэроклуба, созданного на средства железнодорожников. Конечно, наш ПР-5 сделал круг над площадкой, приветствуя курсантов».

Руководителями аэроклуба в разные годы были опытнейшие лётчики Иван Левашкин, Василий Белянкин, Василий Воробьёв, Михаил Васильев. В обучении курсантов им помогали инструкторы лётного дела Иннокентий Колмаков, Борис Маллер, Ян Суббоч, Иван Чирихин. Но самым главным наставником для тайгинцев стала первая женщина-пилот Западно-Сибирского края (позже Новосибирская обл. – Ред.) лётчик-инструктор Валентина Мощеева. С железной дорогой её связывали кровные узы. Валин отец был участником строительства Транссиба. Мощеева дала путёвку в небо многим тайгинским железнодорожникам. Среди них был и Герой Советского Союза Пётр Кузнецов. Он с 14 лет трудился слесарем в паровозном депо на станции Тайга и занимался в аэроклубе. В октябре 1941 года его призвали в армию. Воевал он храбро. Так, 13 сентября 1943 года группа штурмовиков, ведомая Кузнецовым, уничтожила 10 танков противника, 10 автомашин с военным грузом, три склада с боеприпасами и склад горючего. К июню 1944 года он, будучи уже штурманом штурмового авиационного полка и гвардии майором, совершил 220 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил три вражеских истребителя. Другой выпускник Тайгинского аэроклуба, Фёдор Прокопенко, за мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, был удостоен, правда, в силу разных причин уже в наше время, звания Героя Российской Федерации. После войны он руководил вертолётным центром ВВС, командовал военной вертолётной авиацией. А Герой Советского Союза военный лётчик Алексей Миронов до войны работал оператором службы эксплуатации Тайгинского отделения. На фронте совершил 238 боевых вылетов для бомбардировки военных объектов противника.

Мужественно и храбро воевали в разных авиационных соединениях и другие воспитанники Тайгинского аэроклуба. Отличились в воздушных боях и были награждены высокими правительственными наградами Михаил Васильев, Дмитрий Белоусов, Иннокентий Колмаков, Раиса Суранова…

После победы кто-то из них связал свою жизнь с авиацией. Но некоторые вернулись на железную дорогу, как, например, Герой Советского Союза Геннадий Новиков. До войны он работал машинистом паровоза. Потом окончил лётные курсы. На фронте командовал эскадрильей бомбардировщиков. Собирался и дальше работать в авиации. Но тяга к железной дороге оказалась сильнее. В 1951 году он окончил Томский электромеханический институт железнодорожного транспорта. Работал в локомотивном депо города Топки, затем в управлении Томской железной дороги. Стал заместителем начальника Алтайского отделения дороги, награждён знаком «Почётный железнодорожник».

Накануне войны в Тайгинский аэроклуб стремилась едва ли не вся молодёжь посёлка. Но началась война, и его закрыли. А после победы все силы были брошены на восстановление разрушенного народного хозяйства. Наверное, поэтому стальные крылья на железнодорожной станции больше так и не поднялись в небо. А может, просто не нашлось энтузиаста, который бы взял на себя такую заботу. Осталась только история о железнодорожниках из сибирского посёлка Тайга, покоривших небо.

Сергей Дубровин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30