17 июня 2021 19:48

Источники развития

Совершенствование рынка перевозок могут обеспечить только инвестиции в инфраструктуру

Запуск новых инвестиционных механизмов ОАО «РЖД» является главной задачей не только для компании, но и для всей отрасли. На этом сошлись участники пленарной дискуссии ХI конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство».
«Мы – за конкурентоспособный транспортный рынок. Но конкуренция возможна лишь там, где есть избыток предложения. И, наоборот, ее невозможно развивать при существующем дефиците. В данном случае – дефиците железнодорожной инфраструктуры», – констатировал в ходе дискуссии президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Глава компании подчеркнул, что сегодня необходимо решить очень актуальный для страны вопрос создания инвестиционных источников для развития железнодорожного транспорта. При этом само ОАО «РЖД» дополнительно стимулировать к поиску более эффективной работы нет надобности, поскольку компания давно уже работает в острой конкуренции с автомобильным и водным транспортом.

Ситуация для железнодорожников осложняется решением правительства о заморозке тарифов на следующий год, что, по сути, является их снижением на величину инфляции. Одно из инвестиционных предложений РЖД – субсидирование государством лизинговой ставки на локомотивы. По словам Владимира Якунина, это позволило бы быстро решить проблему тяги, а освободившиеся средства можно было бы направить на инфраструктуру.

Свобода деятельности операторов привела к тому, что тот же объём перевозок стал обслуживаться гораздо большим парком, чем раньше, сказал первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. Компания пытается разработать новые технологии, предложила ЕСТП, но документ не может нормально работать, поскольку для этого нет законодательной базы.
«Сегодня в пути постоянно находится 30 тыс. «лишних» вагонов, это 500 составов, притом что ещё 500 поездов ежедневно стоят неразгруженными и невостребованными», – рассказал Вадим Морозов. Это значительно перегружает сеть и является дополнительной нагрузкой как на РЖД, так и на экономику страны.

По мнению Вадима Морозова, нужно не только оптимизировать количество вагонов, но и создавать консолидированный парк под управлением перевозчика, что позволит существенно увеличить производительность вагонов, сократит их порожний пробег и простой, даст возможность довести процент сдвоенных операций с 5% хотя бы до 20%. Но для этого должны быть опять-таки созданы соответствующие тарифные условия.

Заместитель министра транспорта Алексей Цыденов поддержал РЖД: «Здесь нужно какое-то государственное или негосударственное регулирование, потому что большое количество парка ухудшает работу и приводит снова к его увеличению из-за того, что грузоотправителю кажется, что вагонов не хватает. При конкуренции без правил игры и прогнозируемых результатов мы можем получить негативные последствия».

Между тем ФСТ также разделяет озабоченность сложившейся ситуацией с развитием железнодорожной инфраструктуры и в последнее время активно занималась решением вопросов в этой сфере. В частности, разработав методики использования тарифного коридора, а также долгосрочной тарификации (которая, правда, пока не заработала). Как рассказал руководитель службы Сергей Новиков, есть определённый базис наработок и для улучшения возможностей привлечения частных инвестиций в инфраструктуру, в том числе и магистральную, сейчас нужно заниматься прорисовкой и шлифовкой деталей. Речь идёт прежде всего о формах возврата средств инвестору.

Газета продолжит рассказывать о конференции в следующих номерах.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30