24 июня 2021 12:45

Только при хозяйском подходе от проведения природоохранных акций будет эффект

О Всероссийской акции «Ноль негативного воздействия на окружающую среду», проходящей в последнюю пятницу каждого месяца, знают ещё не все железнодорожники. Но с каждым месяцем число её активных участников становится всё больше.
Водитель «Газели», который взялся подвезти меня от платформы Москва-3 до моторвагонного депо Москва-2, где он работает, об акции имеет смутное представление.
– Отписки всё это, – недовольно бросает он, когда я пробую заговорить с ним о ней.

Причины его скептицизма понятны. Он рассказывает, например, как ему приходилось ездить на грузовике за колёсами в Брянск, тогда как их можно было бы привезти по железной дороге прямиком на станцию Москва-3. И теперь ему, конечно, трудно поверить, что «разовое» мероприятие даст результат в использовании ресурсов.

Но слово за слово, и Валерий Васильевич, как представился мне водитель, признаёт, что за последнее время порядка в депо стало больше. Маршрут автотранспорта планируется так, что порожняком ездить не приходится, а значит, экономятся и топливо, и ресурс автомобилей. Показательно и то, что сегодня, в день акции, все перевозки рассчитаны так, чтобы обойтись одной «Газелью». По этой причине и пришлось пересесть на неё Валерию Васильевичу со своего «КамАЗа». Ведь оба имеющихся в депо большегрузных автомобиля и другой микроавтобус, «Баргузин», поставлены в этот день на прикол за ненадобностью.

Мы подъезжаем к депо до того, как в нём, как и по всей сети в этот день, на два часа погаснет свет. И пока лампы в цехах не выключены, главный инженер депо Юрий Ботвин убеждает меня в том, что предстоящая акция – не самоцель, а очередное звено в череде мероприятий по экономии электроэнергии и других ресурсов.

Три электрички, вдоль которых мы идём в цехе текущего ремонта, стоят над смотровыми ямами. Вроде самыми обычными. Но главный инженер обращает моё внимание: в двух из них, там, где горят светодиоды, светло как днём. А в третьей, с обычными лампочками, освещение неровное и тусклое. Ведь после того, как в стране перестали производить 100-ваттные лампочки, приходится довольствоваться 60-ваттными. И теперь в ямах, где пока нет светодиодов, при работе под вагонами из-за недостаточного освещения можно даже получить травму.

Поменять разом обычные лампы на светодиодные проблематично из-за их цены – всё-таки они втрое дороже. Тем не менее замена началась, и эффект уже налицо: за полгода в обеих ямах, в каждой из которых горит по 200 гораздо более экономичных светодиодных ламп, не перегорела ни одна.

Прогресс в решении вопроса экономии электроэнергии идёт так стремительно, что за ним не поспевает наглядная агитация. Мы проходим мимо стенда, посвящённого экономии ресурсов. Моё внимание привлекает плакат с призывом не пользоваться для обогрева помещений лишними электроприборами. По словам главного инженера, плакат этот устарел, потому что с недавнего времени никому просто в голову не придёт включать на рабочем месте обогреватели: нужда в них отпала после замены в цехе деревянных оконных рам на пластиковые.

И хотя успехи в деле энергосбережения очевидны, Юрий Ботвин не намерен останавливаться на достигнутом. «Хочу установить светодиоды и под потолком цеха, – говорит он. – Но каждый из таких светильников стоит 12 тыс. руб., вместе с работой их установка обойдётся в миллион, а окупятся они лет через пять. Так что по-прежнему то и дело приходится вызывать электриков, которые меняют сгоревшие лампы высоко под потолком».

По мнению главного инженера, основное препятствие для экономии ресурсов не столько в отсутствии средств на приобретение энергосберегающей техники, сколько в безразличии общества к охране окружающей среды.

Вот нам попадается на глаза металлическая бочка из-под машинного масла. Оказывается, таких бочек в депо – десятки. Отработанное масло уходит на переработку, а освободившаяся тара оказывается никому не нужной. И всё потому, что в договорах с поставщиками не предусмотрено, чтобы они её забирали и утилизировали.

Рядом с бочкой складировано электротехническое оборудование, привезённое сюда на деревянных поддонах. После того как техника будет установлена, их также некуда будет девать. Особенно трудно сдать обратно строительные поддоны на брусьях, которым после использования одна дорога – в костёр или на помойку.
«Сколько дерева выбрасывается понапрасну!» – сокрушается Юрий Ботвин и сетует на то, что с поставщиками не решена эта проблема.

Неудивительно, что когда на каждом шагу работники депо сталкиваются с бесхозяйственностью, они и сами не ведут себя как рачительные хозяева. Словно в подтверждение моих мыслей, Юрий Ботвин в сердцах захлопывает распахнутую во двор дверь: «Никак не могу достучаться до людей, что надо экономить тепло, которое тоже деньги РЖД. А значит, и ваши. Раньше мы их этому не учили, но если людям понятие о рачительности прививать постоянно, а не только во время акции, тогда будет толк».

Во всех зданиях депо гаснет свет, коллектив отправляется на уборку территории. Заглушен маневровый тепловоз, на котором за это время не будет израсходовано солярки на сумму больше 400 руб. Смолк станок по обточке колёсных пар. Это сэкономит энергии почти на 900 руб.

Можно, конечно, сказать, что суммы эти невелики. Но суть в том, что акция позволяет привлечь внимание железнодорожников к нерешённым проблемам охраны окружающей среды, задуматься о резервах, стать хозяином на своём предприятии.

По предприятиям столичной магистрали в ходе акции в целом было сокращено потребление электроэнергии более чем на 30,4 тыс. кВт. Расход топливно-энергетических ресурсов уменьшился на 5,7 тонны. При этом меньше, чем обычно, почти на полтонны в атмосферу попало загрязняющих веществ.

Алексей Торба

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30