17 июня 2021 00:01

Современные материалы продлят жизнь оборудованию подстанций и защитят персонал

На тяговых подстанциях Северной дороги началась массовая замена травмоопасных фарфоровых опорных изоляторов-разъединителей на полимерные.
Стеклопластик в силиконовой оболочке позволяет продлить срок службы оборудования и обеспечить необходимую степень защиты персонала. На подстанциях Архангельской, Буйской и Ярославской дистанций электроснабжения установили почти 300 полимерных изоляторов, а Вологодской, инициировавшей проект, – около 900.
«Опыт Вологодской дистанции признан эффективным и принят к тиражированию. В дальнейшем мы намерены включить в проект все тяговые подстанции магистрали», – рассказала ведущий инженер сектора эксплуатации службы электрификации и электроснабжения Северной дирекции инфраструктуры Ольга Галушко.

Как сообщили «Гудку» в Центральной дирекции инфраструктуры, проблема модернизации разъединителей РЛНД-35 актуальна для тяговых подстанций сети.

Эти разъединители разработаны 40 лет назад с использованием фарфоровых опорных изоляторов. Но практика показала, что фарфор в данном случае не лучший материал. Под действием нагрузок и внешней среды в нём появляются трещины, что приводит к разрушению изолятора.
«В 90% случаев фарфор разрушается в момент оперирования разъединителем, – рассказал заместитель начальника технического отдела Управления электрификации и электроснабжения дирекции Александр Ранта. – Возникает короткое замыкание, и если поблизости находится человек, то он может пострадать от удара электротоком или от падения острых осколков фарфора с высоты».

По его словам, оба этих фактора смертельно опасны. Случаи разрушения опорных изоляторов на железных дорогах и в общепромышленной электроэнергетике происходили неоднократно, поэтому разъединители на фарфоровых изоляторах по праву считаются одним из самых травмоопасных видов оборудования.

К началу 2012 года почти половина разъединителей на тяговых подстанциях Вологодского региона СЖД требовала замены из-за старения опорной изоляции. На это потребовалось бы много времени и средств. Специалисты подстанций предложили продлить срок службы разъединителей путём замены старых изоляторов на современные из полимерных материалов.
«Стеклопластик в оболочке из силикона превосходит керамику по всем основным показателям и позволяет создавать изоляторы, пригодные к эксплуатации во всех климатических зонах, устойчивые к загрязнению и ультрафиолетовому излучению, – отмечает Александр Ранта. – Как показал опыт Северной и ряда других дорог, используя полимерные изоляторы, можно «отодвинуть» срок замены разъединителя лет на двадцать, что даёт серьёзный экономический эффект, поскольку комплект полимерных изоляторов для модернизации действующего разъединителя вдвое дешевле нового разъединителя».

За два года полимерными изоляторами в Вологодской дистанции электроснабжения было оснащено около 300 разъединителей распределительных устройств напряжением 110 кВ и 27,5 кВ. Экономический эффект составил более 6 млн руб.

В дистанции уверены, что сэкономить удастся и на текущем ремонте разъединителей с надёжной полимерной изоляцией за счёт увеличения межремонтных сроков с четырёх до шести лет и, соответственно, сокращения трудозатрат в 1,5 раза.
«Полимерные изоляторы, как мы убедились, и эксплуатировать гораздо выгоднее, ведь они не требуют частых осмотров, позволяют уменьшить количество отказов технических средств и повысить безопасность движения поездов», – добавил главный инженер Вологодской дистанции электроснабжения Александр Фролов.

К тому же выглядят новые изоляторы гораздо эстетичнее фарфоровых аналогов. Цветовая гамма включает несколько вариантов – серые, жёлтые, зелёные и красные.
«Мы предложили специалистам НПО «Изолятор» окрашивать свою продукцию в цвета фаз питающего напряжения для лучшей визуализации, – говорит замначальника службы электрификации и электроснабжения Северной дирекции инфраструктуры Алексей Кузнецов. – Ведь персоналу подстанций приходилось отключать оборудование и вручную красить металлические фланцы изоляторов, но краска быстро выцветала и трескалась».

С внедрением новых полимерных материалов необходимость в этой работе отпала. Фазы отлично видны эксплуатационникам и ремонтникам.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30