12 июня 2021 23:38

Время ИЛЬФИПЕТРОВА

Остап Бендер пошёл в народ из стен «Гудка» 85 лет назад

В 1928 году неувядающие похождения великого комбинатора Остапа Бендера и отца русской демократии Кисы Воробьянинова сошли со страниц романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев».
За 85 лет имена писателей настолько срослись, что сегодня большинством воспринимаются как одно целое и даже больше... В подтверждение «слитности» имён на обложке неувядаемого произведения в юбилейный год на экраны вышел документально-анимационный фильм Романа Либерова «ИЛЬФИПЕТРОВ». Прокатчики представляют соавторов как героев под одной фамилией. Дилогию, озвученную голосами Сергея Маковецкого, Леонида Каневского, Игоря Золотовицкого, критика восприняла на ура. Чтобы убедиться, достаточно почитать рецензии в Интернете, но увидеть картину, к сожалению, не просто. В широкий прокат в современном понимании она, увы, не вышла. Фильм можно посмотреть лишь в неформатных кинотеатрах, например в «Пионере» в Парке им. Горького или «Фотолофте» на «Винзаводе».

Мы поинтересовались у внучки Евгения Петрова, удалось ли ей побывать на премьере:
– Да. С большим удовольствием посмотрела сама и советую всем его увидеть. Он сделан очень по-доброму, и в нём всё правда.

Внучку зовут Екатерина Ильинична Катаева. Она «держит» свои «Рога и копыта» – компанию по пошиву театральных костюмов, где мы и встретились.

Почему Катаева? Потому что Петров – псевдоним, а настоящая фамилия дедушки – Катаев. Он родной брат того самого Валентина Катаева, написавшего «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Цветик-семицветик». Именно Валентин, уже прочно стоявший на ногах в журналистских кругах, пригласил в 1923 году в столицу из родной Одессы Илью Ильфа, Юрия Олешу и младшего брата Женю. Вся великолепная троица, прежде чем сойти на рельсы крупной литературной формы, с подачи Валентина Петровича попала в редакцию «Гудка». И всего через 5 лет Евгений в соавторстве с Ильфом выпустил роман под творческим псевдонимом «Петров».

– Ходят слухи, что писали они всё-таки отдельно...
– Работали они, как правило, вдвоём. Вместе подбирали каждое слово, пока не вырабатывали какой-нибудь литературный пассаж. Так как основная работа была всё-таки корреспондентская, то книгу писали в основном по ночам, иногда домой возвращаясь под утро. Эти подробности я узнала благодаря дочери Ильфа – Александре Ильиничне.

– Ильф и Петров дружили или оставались соавторами?
– Конечно, дружили. Разве можно написать такие произведения в конфликтной ситуации и вне любви? Они же прошли период становления через трудности того времени, прежде чем доказали свою состоятельность. Вместе снимали угол в коммуналках на троих, спали на газетах, на троих даже был один пиджак, который делили, чтобы сходить в кино. Всем известно, насколько тяжело Петрову было потерять Ильфа. Ведь мой отец назван в честь него Ильёй. Но, несмотря на близость, писатели и коллеги, уважая друг друга, оставались на «вы».

– Герои произведений также родом из коммунальных квартир?
– И не только. Прообразом Васисуалия Лоханкина, символизировавшего «гнилую интеллигенцию», стала моя бабушка, жена Петрова – Валентина Леонтьевна. Когда они жили в коммуналке в Мыльниковом переулке, с которого списана Воронья слободка, она так и не научилась выключать после себя свет в уборной, за что на неё ополчились все соседи. Даже когда Петров начал платить за всю квартиру, её всё равно гнобили, потому что, хоть убейте, а она так и не стала выключать свет. Она же избалованная девочка, выросшая в окружении нянек и домработниц. Вначале её любили родители, потом муж. Утончённая, эфемерная женщина, экзальтированная особа с маникюром и папиросой, раскладывающая пасьянс... Лишь один дворник к ней относился по-доброму: каждый раз в день рождения ставил на пороге комнаты ведро с сиренью и пионами, которые она обожала. Теперь каждый раз в день её рождения 23 мая я покупаю по охапке сирени и пионов.

– А идею похождений Остапа Бендера подсказал Валентин Катаев…
– Валентин Петрович предложил Бендера сделать героем второго плана. Ильф с Петровым этот образ развили и наделили его чертами главного персонажа.
Позже они втроём написали сценарий фильма «Цирк». Но в последний момент соавторы свои фамилии из титров убрали. Поездив по Америке и насмотревшись голливудских фильмов, снятых в гигантских павильонах с искусственным освещением, в картине Александрова увидели тот же штамп – отсутствие реальности происходящего.
И сейчас, через 85 лет после выхода романа, мы по-прежнему живём среди созданных Петровым и Ильфом героев – мадам Грицацуевой, человека без паспорта Паниковского, гиганта мысли Ипполита Матвеевича, отца Федора и, конечно, Остапа Бендера, последователи которого, по мнению внучки, сейчас переживают расцвет.

Виталий Хабаров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30