22 июня 2021 17:27

Системная непоследовательность

На открывшейся уже в седьмой раз в Гостином Дворе «Транспортной неделе» руководители компаний, чиновники и эксперты в очередной раз обсуждали, как привлечь инвесторов.
Эксперты подсчитали: потребности отрасли таковы, что просто для того, чтобы вывести инфраструктуру на нормативный уровень, необходимо инвестировать $1,2 трлн, что превышает любые государственные возможности. Между тем кризисные явления в экономике нарастают, а это ставит под вопрос дальнейшее наращивание госинвестиций.
«Для того чтобы преодолеть кризисные явления, нужно оттолкнуться от того постулата, который уже признан и Всемирным банком, и МВФ, и он заключается в том, что наиболее существенным инструментом являются инвестиции в инфраструктуру, – заявил на пленарном заседании президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Например, Китай ежегодно инвестирует в железные дороги $22–26 млрд, а в кризисном 2008 году он инвестировал сразу $43 млрд. Государство приняло решение о выпуске инфраструктурных облигаций и инвестировании средств из ФНБ – это положительное явление».

Владимир Якунин первым из выступающих обратил внимание на непоследовательность решений в инвестиционной сфере. Возможности РЖД сократились из-за заморозки тарифов, что по сути означает их уменьшение на величину инфляции. К тому же это решение не достигло целей. Ведь практически сразу же Минэкономразвития объявило о снижении роста ВВП в этом году до 1,4%, а на следующий – до 2,5%. Сократить издержки можно, если бы и другие производители в стране сдержали рост цен, но этого делать никто не собирается. В то же время для железнодорожников никаких корректировок из-за снижения прогноза не предусмотрено. Поэтому, как полагает Владимир Якунин, нужно решать вопрос о более эффективном взаимодействии государственных институтов и инфраструктурных компаний.

Министр транспорта Максим Соколов (на фото справа) согласился, что нужна системность в принятии решений. Эксперты оценивают потери страны от недостаточного развития транспортной инфраструктуры в 3% ВВП, поэтому нужно последовательно решать эту проблему. «Но правительство исходит из тех ресурсов, которые есть, – подчеркнул министр. – Наша задача – за счёт этих денег привлечь частный капитал, и мы видим, что, к примеру, в автодорожной сфере объявленные проекты уже вызвали интерес у частных инвесторов». Государство будет создавать среду для заключения длинных договоров за счёт долгосрочных тарифов и других системных решений.

С отсутствием системы согласен и помощник президента страны Игорь Левитин. Но, по его мнению, ресурсы для инвестиций есть – это и неэффективность госзакупок, которая оценивается в триллион рублей, и сокращение издержек у крупных компаний, что тоже является ресурсом.

Один раз, но масштабно вложиться в инфраструктуру предложил руководитель «Уралвагонзавода» Олег Сиенко, «Какой бы инновационный подвижной состав мы ни разрабатывали, если не хватает инфраструктуры, то всё это бессмысленно, – заметил Олег Сиенко. – Остановятся РЖД, затем мы, за нами тормозят металлурги, далее угольщики – и весь рост прекращается».

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30