17 июня 2021 21:00

Ровно 100 лет назад ввели в строй здание управления СКЖД

В ноябре 1913 года в Ростове-на-Дону прошла торжественная церемония освящения нового административного здания Владикавказской магистрали.
К тому времени эта дорога протянулась от Царицына до Новороссийска с ответвлениями до Ставрополя, Кисловодска и других городов. Общая протяжённость путей достигла 2,3 тыс. вёрст.

Для размещения управляющего персонала уже не хватало служебных помещений, и правление акционерного общества приняло решение о строительстве нового здания. Из представленных на конкурс 27 проектов отобрали три лучших, но даже они не в полной мере удовлетворяли строгую комиссию. В итоге к исполнению приняли внеконкурсный проект архитектора Н. Вальтера, который превышал размерами заданную площадь строения.

В июле 1911 года на пустыре, отделявшем тогда Нахичевань от соседнего Ростова, на площади почти 15 тыс. кв. м развернулось строительство. Возглавил стройку инженер службы пути и зданий Александр Бутков. Он же спроектировал фасады, подготовил рабочие чертежи, составил сметы.

Интересно, что по мере окончания отделочных работ этажи нового здания сразу же заселялись службами железной дороги. Все его стены сложены из кирпича, а фундаменты и полуподвал – из бутового камня. Цоколь облицован песчаником тёмно-серого цвета. Все междуэтажные перекрытия были железобетонными. Высота потолков составила 4,2 м. Окна и двери в здании изготовили из сосны, а в зале заседаний – из дуба.

Техническое оснащение управления дороги выполнили на самом передовом по тем временам уровне: установили три пассажирских и один грузовой лифт, станции телефонной и телеграфной связи, пароводяное отопление со своей котельной и т.д. В здании располагались библиотека с читальным залом, литография, столовая с кухней, приёмный покой с рентгеновским аппаратом, а также квартира смотрителя дома.

Для служащих и приезжающих с линии работников был также постоянно открыт буфет, в котором они могли «во внеурочное время находить доброкачественный и в то же время дешёвый стол». Благодаря оригинальному решению в стиле рационалистического модерна здание и по сей день служит украшением нынешней Театральной площади Ростова-на-Дону.

За прошедшее столетие дорога не раз меняла своё название – Владикавказская, Азово-Черноморская, имени Ворошилова, Северо-Кавказская. Менялись её границы, форма собственности, структура управления. Но неизменно в здании, возведённом век назад, размещался центр управления эксплуатационной и хозяйственной деятельностью магистрали.

В годы войны его подожгли оккупанты, но железнодорожники быстро восстановили свой дом. А к юбилею в нём провели ремонтно-реставрационные работы, и теперь историческое здание можно увидеть в первозданном виде.

Андрей Владимиров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30