24 июня 2021 03:35

Вызов для промышленности

Строительство ВСМ потребует новых технологий, материалов и компетенций

Российской промышленности проект строительства ВСМ Москва – Казань даёт шанс выйти на новый уровень развития. Бизнесмены уже сейчас просят от ОАО «РЖД» хотя бы предварительных параметров по необходимой продукции. Однако чтобы быстро подготовить нормативную базу, нужно будет отойти от привычных шаблонов работы.
На сегодня с точки зрения нормативной базы у российских проектировщиков и строителей есть немного: разработки по скоростному движению «Сапсанов» и по ВСМ-1 Москва – Санкт-Петербург, которая готовилась первой.
«Как только мы реально подошли к объявлению конкурса на проектирование, от различных проектных организаций мы услышали, что институты не готовы, потому что нет специальных технических условий (СТУ), правил, норм и ГОСТов, – сообщил на конференции «Высокоскоростное движение в России – проблемы, пути и перспективы развития» первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин. – Для этой работы у нас есть Союз строителей железных дорог и СРО строителей. Нам очень важно сформировать пул профессиональных экспертов и строителей для реализации таких проектов».

Новая инфраструктура не будет связана со старой, и у строителей развязаны руки в плане разработки совершенно новых технических решений и организации труда, говорит Александр Мишарин. Нужны будут новые подходы, интеллектуальные системы, материалы и конструкции.

Каждая ВСМ по-своему уникальна. Как пояснил заведующий кафедрой МИИТа профессор Евгений Ашпиз, российская разрабатывается для одновременного движения высокоскоростных пассажирских составов, скоростных поездов, а также контейнеров. «Здесь много неисследованных вопросов, – говорит Евгений Ашпиз. – Мы разработали СТУ для ВСМ Москва – Казань, документ оказался больше, чем для ВСМ-1. Сейчас он находится в Главгосэкспертизе, затем его должен принять Минрегион».

Кстати, так как нет нового подвижного состава, к примеру, у мостостроителей сразу возникают вопросы, как рассчитывать нагрузку на искусственные сооружения. По плану, в самом проекте должен быть «зашит» экспериментальный участок длиной 70–100 км, на котором и должны отрабатываться все технические решения, которые затем оформят в виде норм и правил. На это нужны будут годы, но необходимо сделать всё быстрее.

Кроме того, проект Москва – Казань сложнее, чем Москва – Санкт-Петербург, из-за рельефа местности. Это (как и использование разных видов подвижного состава) накладывает определённые ограничения на проект, поэтому не везде будет возможна скорость 400 км/ч. Некоторые участки пришлось оптимизировать по стоимости строительства.

Тем не менее, несмотря на все сложности, президент Союза строителей железных дорог Вячеслав Рыбкин говорит, что строители готовы к серьёзной работе. В течение этого года проходили научно-практические семинары, где исследовался вопрос, что нужно и можно использовать для строительства. Уже есть техника для подготовки и монтажа контактной сети, наработки по шумо- и виброзащищённости, по системе управления и энергообеспечения. Хотя, конечно, больше всего проблем с путевой инфраструктурой. «Но у нас есть уникальный шанс создать новые технологии и решения, а затем запатентовать их», – поясняет Вячеслав Рыбкин.
«Для промышленности ВСМ – это настоящий вызов, – подтверждает заместитель генерального директора ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов. – Заказ многих механизмов, систем энергетики, управления, связи и многого другого придётся делать в России. По расчётам, наши производственники получат 270 млрд руб., и чем быстрее будут предложены нужные нам решения и проведены испытания, тем лучше».

Со своей стороны, производственники заинтересованы в том, чтобы РЖД как можно скорее сделали предварительный заказ необходимых им материалов и конструкций, что позволит создать рынок, на котором уже можно будет работать. Для предприятий нужно знать параметры того, что потребуется. Поэтому, очевидно, ускориться придётся всем.

Сейчас для правительства готовится план-график реализации проекта «Москва – Казань», проверяется обоснование инвестиций. При обсуждении инвестиционной программы РЖД кабинет министров в ноябре постановил, что решение примут весной следующего года, когда будет готов финансовый проект.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30