24 июня 2021 09:07

Альтернатива сокращению

ОАО «РЖД» корректирует систему мотивации своих сотрудников

Мы продолжаем разговор, начатый в номерах «Гудка» за 20 и 27 ноября и посвящённый антикризисной программе ОАО «РЖД».
Вадим Михайлов, старший вице-президент ОАО «РЖД»
Внешние вызовы, ставшие реальностью для компании в текущем году и прогнозируемые на следующий финансовый год, потребовали системно пересмотреть инструменты повышения эффективности управления. Однако за реализацией этих решений стоят люди, благодаря усилиям и профессионализму которых и будут преодолеваться кризисные явления. Поэтому сегодня я расскажу о корректировках системы мотивации, которая работает в компании.

Так как рост экономики в России замедлился, снизилась и потребность в транспортных железнодорожных услугах. В результате мы столкнулись со снижением объёмных показателей работы железнодорожного транспорта. Эти реалии также сопровождаются ухудшением структуры грузовых перевозок по видам сообщения и номенклатуре перевозимых грузов, что очевидно сказывается на общих доходах.

В этих условиях для обеспечения сбалансированности бюджетных показателей и завершения текущего года с положительным результатом нами целенаправленно пересмотрены расходы по перевозочным видам деятельности с уменьшением их на 7,9% к первоначальному плану, в которых доля дополнительной оптимизации в IV квартале составляет 1,4%. Сокращения коснулись всех элементов затрат: расходов на капитальный ремонт основных фондов, материалов, топливно-энергетических ресурсов, оплаты труда. Расходы на оплату труда были снижены в основном за счёт предоставления отпусков без сохранения заработной платы в количестве не менее трёх дней в каждом месяце или применения режимов неполного рабочего времени.

Хочу обратить особое внимание, что действие этой меры мы осознанно не распространяли на работников, обеспечивающих перевозочный процесс. Вся тяжесть её реализации в основном коснулась работников аппарата управления компании. При этом варианты решения данного задания принимались непосредственно филиалами. По итогам года будет сформирован детальный анализ того, насколько принципиально к реализации этого непростого вопроса подошли руководители на всех уровнях управления.

Перспектива на следующий год такова, что, судя по прогнозам Минэкономразвития, значимых позитивных изменений в макро-экономике не ожидается.

В случае дальнейшего падения объёмов работ и, соответственно, необходимости сокращения издержек нам придётся вновь использовать в качестве временной меры режим неполной занятости. Такая мера – это альтернатива сокращению штата, что позволит сохранить квалифицированные кадры компании.

Руководство ОАО «РЖД» уже пересмотрело свои требования в вопросе материального стимулирования работников аппарата управления и органов управления филиалов. Сделано это для повышения ответственности руководителей высшего и среднего звена за результаты деятельности компании в целом.

Так, например, при определении размеров стимулирования стали учитываться не только результаты выполнения плановых заданий, но и динамика показателей относительно прошлогоднего периода. В первую очередь это касается объёмов погрузки и размеров выручки за перевозочную деятельность. Акцент сделан именно на наращивании доходов компании.

Согласно решению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина существенно повышены требования к оценке деятельности руководителей, которая учитывается при определении переменной части вознаграждения.

Такие подходы, безусловно, привели к снижению премиальных выплат руководителям, но были восприняты с пониманием. Руководство осознаёт необходимость повышения личной активности для улучшения экономической ситуации в компании.

Хочу подчеркнуть, что система мотивации работников является одним из инструментов реализации целей и задач ОАО «РЖД», её глубокое интегрирование в систему корпоративного управления способствует повышению эффективности деятельности, что нам сейчас крайне необходимо. Как никогда большое значение придаётся вопросу согласования систем материального стимулирования руководящих работников со стратегическими целями, стоящими перед РЖД.

В данный момент в компании ведётся работа по актуализации ключевых показателей эффективности деятельности, применяемых в рамках системы стимулирования руководителей ОАО «РЖД», с учётом формирования новой организационной модели холдинга, создания бизнес-блоков и утверждения их функций и задач. Здесь мы хотим добиться усиления связи показателей, установленных для членов правления компании, с теми, которые транслируются ниже для руководства подразделений, в том числе для органов управления формируемых бизнес-блоков («вертикальная взаимосвязь»). Иначе говоря, в системе показателей предполагается соблюдение принципа каскадирования.

Председатель совета директоров ОАО «РЖД» Кирилл Андросов в своём интервью СМИ подчеркнул важность проведения такой работы, отметив, что «система мотивации всегда является производной от стратегии и целей... важнейшим элементом повышения эффективности всей системы управления».

В результате мы ожидаем получить улучшенную форму стимулирования труда, которая позволит каждому руководителю более чётко понимать, как оценивается его персональный вклад в повышение эффективности работы подразделения, филиала и компании в целом, на каких принципах формируется размер его личного вознаграждения.

Кроме того, с учётом потребности компании в профессиональных кадрах, обладающих необходимым отраслевым опытом, согласованность системы оплаты труда работников с кадровой стратегией ОАО «РЖД» является ключевым условием достижения укомплектованности необходимыми квалифицированными кадрами, а также эффективного управления внутренним кадровым резервом.

Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, руководство компании в течение всего года делало всё возможное для сохранения положительной динамики роста заработной платы. По данным за 11 месяцев 2013 года, среднемесячная заработная плата работников составила 38886 руб. с ростом к аналогичному периоду 2012 года на 9,6%.

Аналогичные усилия мы по требованию президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина будем предпринимать и в наступающем году, чтобы выполнить все обязательства, предусмотренные Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта.

Расчёт показывает, что уже вскоре будет преодолён знаковый уровень среднемесячной зарплаты в компании в 40 тыс. руб.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30