23 июня 2021 14:31

Желания и возможности

Сегодня железнодорожники работают в сложных финансово-экономических и технологических условиях. Одним из наглядных проявлений этого является ситуация со штрафами, предъявляемыми компании за несвоевременно доставленные вагоны, в частности порожние.

Те, кто выставляет эти претензии, нередко формально правы. В то же время грузовладельцы и собственники вагонов хорошо осведомлены: в связи с несоответствием парка возможностям инфраструктуры, а также и отсутствием у владельцев подвижного состава стимулов к его более рациональному использованию выполнить перевозку в установленные сроки представляется возможным далеко не всегда. Более того, если порожняк массовым порядком заадресовывается с большим запасом, ситуация становится вообще патовой. При этом не все идут в таких случаях на диалог. А ведь наряду со сложной обстановкой на инфраструктуре у ОАО «РЖД», как известно, нет достаточных правовых оснований в отказе от приёма заявки ГУ-12, что почти не оставляет свободы для маневра.

Между тем при отсутствии действенных нормативно-правовых и ценовых рычагов влияния на проблемы важнейшим инструментом для их обуздания могут служить производственные переговоры. Это хорошо показали, например, координационные советы с участием грузоотправителей и собственников вагонов, другие формы заключения соглашений.

Многое зависит и от правильного и чёткого оформления первичных документов. На отдельных дорогах результатом совместной работы юридических служб с начальниками станций стала памятка по их составлению. Одна эта мера существенно сократила суммы претензий.

Но станциям, дорогам и дирекциям, конечно, не всё по силам, поскольку часто речь идёт о недостаточной эффективности всей модели рынка оперирования подвижным составом. А значит, проблема требует своего вынесения на регуляторный уровень, прежде всего в вопросах проработки правил отстоя избыточных порожних вагонов, исчисления сроков доставки подвижного состава, определения порядка и величины начисления штрафов и др.

И тогда появятся предпосылки для исправления ситуации, при которой есть вполне законное желание вести транспортный бизнес рационально, но почему-то для этого нет столь же законных возможностей.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30