18 июня 2021 06:21

Как россияне тратят деньги в магазинах

Почти весь 2013 год наши соотечественники пытались экономить. Опрос, проведённый ВЦИОМом, показал, что 79% населения тщательно следят за своими деньгами. Как отмечают социологи, мы стали чаще ходить по магазинам, но при этом покупать меньше товаров.
Покупатели делятся на три основные категории, объясняет декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Татьяна Комиссарова.
«Одни всегда ищут дешёвый товар, другие смотрят на сочетание цены и качества, а третьи уверены, что дешёвые товары не могут быть качественными», – рассказывает эксперт.

Первой стратегии придерживается большая часть населения. До 60% покупателей вынуждены искать более дешёвые предложения от магазинов и поставщиков услуг.

Большинство потребителей имеют однообразный и давно сформировавшийся рацион, который позволяет тратить определённое количество денег на поставленные цели. Однако каждый из нас хочет время от времени радовать себя необязательными глупостями.

В режиме жёсткой экономии сделать это практически невозможно. Тогда на помощь покупателям приходят скидки и распродажи, которые делают некоторые товары доступнее.


Скидочные сервисы

На сайтах такого формата вы покупаете не товар, а только скидку на него. Купон, стоимость которого в среднем составляет 200–500 руб., может снизить цену покупки на 70–80%. Например, вы всегда мечтали заняться верховой ездой, и вот на сайте-купонаторе появляется акция – договорной сертификат на восемь занятий. Обычная цена услуги составляет 8 тыс. руб., но купон всего за 100 руб. позволяет получить скидку 50% и отдать за восемь эксклюзивных занятий всего 4 тыс. руб. (эти деньги вы доплатите уже на месте).

Приобрести договорной сертификат можно за пару минут на сайте-купонаторе. Оплатить покупку обычно предлагается электронным кошельком, наличными деньгами в терминалах или с помощью мобильного телефона (средствами со счёта).

Всю информацию организаторы акции присылают покупателю на почту или СМС-сообщением. Полученное электронное письмо считается купоном. Иногда его даже не нужно распечатывать – достаточно просто показать сообщение на телефоне или в электронной почте.

Купонный бизнес начал развиваться в 2009 году, когда открылся первый подобный сервис. Сейчас существует более 100 таких проектов. Одни – общероссийские и собирают акции по всем городам, другие – местные и рассчитаны только на жителей определённого региона.

Пока этот сектор остаётся не самым прозрачным в электронной коммерции, поскольку организаторы скидочных проектов не проверяют те предложения, которые выкладывают на своих сайтах.

При этом лидирующими купонными сайтами пользуются около 10–11 млн человек. В то же время договорной сертификат ассоциируется у многих только с возможностью заказать развлечение со скидкой, хотя полезные в быту предложения также встречаются. В частности, можно приобрести скидку на дорогой комплект посуды, новое пальто или приём у стоматолога.

Купоном можно воспользоваться в удобное время. Кроме того, его можно подарить друзьям. Главное – внимательно читать условия акции, и прежде, чем приобрести договорной сертификат, лучше уточнить подробности у организаторов.


Распродажи

Мы уже привыкли, что перед Новым годом и в середине лета магазины вывешивают красочные ценники с заманчивыми предложениями. «То, что происходит в нашей стране, – это не всегда сезонная распродажа. Некоторые сети накануне скидок переклеивают ценники, а потом зачёркивают новую цену, имитируя скидку. Это чистой воды махинация», – говорит Татьяна Комиссарова.

Чтобы не лишиться на таких «распродажах» последних сбережений, необходимо чётко представлять, что именно вы хотите купить. Эксперты также советуют пересчитывать указанную на ценнике скидку. Например, написаны старая и новая цены, а также скидка. Посчитайте, соответствует ли она реальности.

Продавцы уверяют, что товар, купленный на распродаже, вернуть нельзя. На самом деле сделать это позволяет закон «О защите прав потребителей», однако придётся потратить немало сил, доказывая в магазине свою правоту.


Дисконтные карты

В отличие от Европы, где распродажи регулируются государством, наши магазины могут устроить подобную акцию в любой момент. Как правило, такие распродажи длятся всего пару дней, и покупатели узнают о них случайно.

Чтобы следить за выгодными предложениями любимых магазинов и сервисов, вы можете завести карту постоянного покупателя. Некоторые из них дают возможность накопительной скидки: чем больше покупаете, тем дешевле обходятся товары. Другие карты позволяют участвовать в акциях и покупать продукцию по специальной цене.

Но главное – вы всегда сможете следить за скидками по электронной почте или СМС-сообщениям, которые устраивает магазин, приходить на распродажи раньше остальных, пока лучшие товары ещё есть в наличии.


Психология

Некоторым покупателям удаётся сэкономить на скидках десятки тысяч рублей. Для этого они тщательно просматривают все предложения, следят за акциями и проверяют каждое предложение ретейлера.

Однако не многие способны продумать это заранее. Заманчивое предложение от магазина заставляет нас забыть об экономии, поэтому на распродажах и акциях мы тратим в разы больше, чем в обычные дни.

В состоянии эйфории, когда человек понимает, что может купить вещь, которая была недоступна раньше, он теряет контроль над своими расходами.
«В момент распродажи с полок сметают даже то, что в обычной ситуации никто бы не купил. В сознании потребителя блокируется рациональный подход к трате денег», – считает Татьяна Комиссарова.

У многих скидки, акции и распродажи ассоциируются в первую очередь с мошенничеством со стороны продавцов. В то же время, по словам экспертов, распродажа – это обоюдная выгода для продавца и покупателя. Одни могут скорее сбыть товар и расширить клиентскую базу, а другие – получить доступные услуги и недорогие товары. «Различные масштабные дисконты и программы скидок, как правило, приводят к позитивному для продавца результату за счёт роста продаж, ускорения товарооборота и увеличения лояльности потребителей», – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Александра Посыпкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30