03 марта 2021 02:07

Молодой машинист решил давнюю проблему непланового расхода ресурсов

Машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Октябрьск Дмитрий Лебедев разработал технологию экономичного расхода песка на электровозах ВЛ10. Руководство идею одобрило, и в ближайшее время состоится опытная поездка локомотива, на котором реализовано рацпредложение.
По предварительным расчётам, экономия на песке с одного электровоза составит 24,8 тыс. руб. в год, сообщил главный инженер депо Михаил Стрельников.

На потери песка во время приёмки электровозов после технического обслуживания Дмитрий обратил внимание в первый же год работы. Дело в том, что этот материал закупается в карьерах по цене около 2,5 тыс. руб. за тонну. В каждом депо есть сушилки и просеиватели для подготовки песка. Во время технического обслуживания локомотивов в каждую машину его засыпают порядка 6 тонн. На электровозе ВЛ10 в двухсекционном исполнении восемь колёсных пар и 16 труб для подачи песка. Во время смены бригад помощники машиниста визуально проверяют, как работает система подачи сыпучего материала: включают кран подачи и высыпают часть песка на приёмо-отправочные пути ПТОЛ. Потом мусор убирают. Это и есть потери, и немалые.
«Каждая заправка машины песком – неплановый расход ресурсов, – объяснил Дмитрий Лебедев. – Переговорил с машинистами и ремонтниками, стал думать, как решить проблему».

Так возникла идея, а затем и проект «Технология экономичного расхода песка на электровозах ВЛ10». Его одобрили, предложив молодому специалисту реализовать идею на базе локомотивного депо совместно с ремонтным персоналом.
«Обсудили с Дмитрием основные технические и технологические моменты проекта, составили план работы», – рассказал Михаил Стрельников.

Рационализатор предложил использовать для проверки подачи песка не кран, а электропневматические клапаны для предотвращения буксования локомотива – их на ВЛ10 пять. Клапаны расположены внутри кузова электровоза и срабатывают автоматически. По задумке Лебедева их нужно установить в непосредственной близости от колёсной пары – чтобы при нажатии на вентиль клапана песок подавался только под две смежные пары. В результате помощник машиниста может визуально убедиться в исправности системы подачи песка без больших потерь материала.
«А чтобы было удобно проверять каждую колёсную пару, надо добавить к имеющимся пяти клапанам ещё три. Тогда все восемь пар можно проверить поочерёдно», – объяснил Дмитрий Лебедев.

На ПТОЛ депо Октябрьск уже идёт монтаж клапанов на одном электровозе ВЛ10. Главный инженер подсказал молодому специалисту, что после установки следует обязательно предупредить машинистов, чтобы те делали записи в бортовом журнале локомотива после каждой поездки, чтобы можно было проанализировать эффективность работы системы клапанов.

После практической проверки будет принято решение о дальнейшей реализации проекта во всех депо региональной дирекции тяги, эксплуатирующих электровозы ВЛ10.

А Дмитрий Лебедев уже размышляет над очередным рационализаторским проектом. В чём его суть, особо не распространяется. «Пока это секрет, но эффект будет», – пообещал он.

Михаил Стрельников в этом не сомневается: «Лебедев – грамотный специалист, любит работу, старается вникнуть во все тонкости профессии. С таким настроем у него многое получится».

Сам рационализатор родом из Октябрьска. С детства видел, как снуют по станции маневровые тепловозы, как уходят в другие края красавцы-электровозы. Ещё в школе выучил все названия и серии машин. Неудивительно, что выбрал профессию железнодорожника. Начинал помощником в моторвагонном депо Безымянка, пока работал – окончил Самарский государственный университет путей сообщения по специальности «Локомотивы», по распределению попал в депо Октябрьск. Отслужив в армии, вернулся в депо, получил права управления локомотивом и сразу попал в орбиту молодёжного движения. Как увлечённого и инициативного молодого специалиста Дмитрия привлекли к участию в конкурсах и обучающих семинарах. И результат не заставил себя ждать.

Дмитрий Попов,
соб. корр. «Гудка»
Самара
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31