16 июня 2021 01:36

Приватизации пока не будет

Комитет Госдумы по вопросам собственности большинством голосов отклонил вынесение на заседание законопроекта «О внесении изменений в ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» до реализации правительством мероприятий по повышению капитализации ОАО «РЖД».
Рассмотрение отложено до того момента, когда правительство проведёт комплекс мероприятий по повышению капитализации компании, в частности определит механизмы госинвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры.

Ранее распоряжением правительства в прогнозный план по приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы включены 25% минус 1 акция ОАО «РЖД». Согласно этому распоряжению и был разработан законопроект, предусматривающий возможность приватизации 5% акций компании.

В заключении комитета говорится, что «приватизация станет возможной при условии долгосрочной системы тарифообразования на основе отдачи на инвестированный капитал, разработки и утверждения схемы взаимодействия ОАО «РЖД» и государства в рамках реализации нерентабельных в среднесрочной перспективе, но стратегически значимых проектов». Депутаты считают, что именно выполнение всего комплекса данных мероприятий позволит гарантировать эффективность вложений стратегического российского инвестора, в том числе крупного российского фонда. Кроме того, была учтена и социальная значимость РЖД для всей страны.
«Мы отклонили законопроект потому, что при появлении частных миноритарных акционеров они будут настаивать на сокращении перекрёстного субсидирования социально значимых перевозок, – пояснил зампред комитета по собственности Валерий Селезнёв. – И тогда те же пригородные перевозки, которые активно поддерживает компания, прикажут долго жить. Если правительство вернёт нам переработанный вариант, то это будет уже совершенно другой закон, а может быть, его и вовсе не будет».

Сейчас решено, что 5% привилегированных акций с доходностью 2–3% годовых выкупит Фонд национального благосостояния, а средства пойдут на реализацию проекта модернизации БАМа и Транссиба. Конкретный механизм будет разработан в начале следующего года, однако акции останутся в собственности государства.

Статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков сказал, что в компании открыты к высказанной позиции Госдумы, что необходимо этот вопрос рассматривать в совокупности всех включающих факторов – оценить риски, преимущества.
«Если нам Госдума будет задавать какие-либо вопросы, чтобы более глубоко изучить проблему, мы будем предоставлять эту информацию», – сказал Анатолий Мещеряков.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук говорит, что такое решение Госдумы вполне предсказуемо, ведь долгосрочное государственное регулирование отсутствует, никаких решений по долгосрочным тарифам до сих пор не принято. Поскольку тарифы для ОАО «РЖД» назначает государство, всё это для компаний, приобретающих акции, представляет определённые риски, которые неизбежно отразятся на цене.
«Доходность и прибыльность компании зависят не от того, как она сработала, а от того, какой тариф назначат регуляторы. Соответственно, если прибыль высокая, значит, на следующий год идёт недоиндексация. Если прибыль низкая или планируются убытки, государство доинвестирует в уставный капитал. С финансовой точки зрения непонятно, что акционер приобретает за 5% акций», – говорит Владимир Савчук.

Однако последней каплей в принятии такого решения, по мнению эксперта, стало решение государства о замораживании тарифов.
«Таким образом, деятельность компании в 2014 году без помощи государства однозначно убыточная. Соответственно и акционировать в компанию смысла нет», – говорит Владимир Савчук.

Однако решение прописанных вопросов может занять немало времени. Владимир Савчук предполагает, что на это потребуется минимум год.

Мария Штаева
Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30