27 февраля 2021 22:28

Вопрос приоритета

Региональные власти не торопятся компенсировать убытки от пригородных перевозок железнодорожным компаниям, хотя это не требует больших затрат по сравнению со средствами, которые идут на поддержку других видов транспорта. К примеру, в прошлом году Новгородская область увеличила расходы на автодорожное хозяйство на 4 млрд руб., притом что для безубыточной деятельности пригородного комплекса там нужно 302 млн руб. То есть всего 7% – и даже не от самого транспортного бюджета, а от его увеличения. Такая же ситуация по всему Северо-Западному федеральному округу. В целом по абсолютному большинству регионов приведение пригорода к безубыточности не превышает и 4% от транспортных расходов, при этом доля перевозок пассажиров железнодорожным транспортом составляет 23%. Когда в 2010 году принималось решение о том, что федеральный бюджет компенсирует расходы ППК за инфраструктуру РЖД, и на это выделялось 25 млрд руб., Минфин рассчитывал, что губернаторы примут симметричное решение и выделят такую же сумму. Но сейчас регионы компенсируют менее 8% от всех расходов на перевозки, в то время как ОАО «РЖД» – более 20%. Так что здесь явно просматривается вопрос не столько экономики, сколько приоритетов. Как говорят в компании, последнее время губернаторам просто нечем крыть аргументы железнодорожников. Уже не обсуждаются вопросы непрозрачности тарифов на услуги РЖД и передачи подвижного состава ППК, чтобы не платить за аренду. Всё давно стало ясно – и тарифы обоснованны, и в случае передачи электропоездов регионам придётся платить ещё больше. Кстати, от увеличения платежей их спасают разумное поведение РЖД и практически полностью самортизированный подвижной состав, который оценивается по остаточной стоимости. При обсуждении компенсаций на следующий год Минфин хотел разделить 25 млрд руб. пополам и отдать вторую половину субъектам. Но это привело бы к дополнительным платежам с их стороны, поскольку реально расходы на инфраструктуру составляют 37 млрд руб. и регионам, с учётом компенсации «РЖД», нужно было бы доплачивать разницу порядка 5 млрд. Компании удалось переубедить правительство.

Создаётся впечатление, что руководители большинства регионов чего-то ждут, притом что их долги постоянно растут. Очевидно, они также хорошо понимают, что без внешней финансовой подпитки пригородные перевозки существовать не могут и федеральные власти рано или поздно займутся этой проблемой и решат её. А у них будет возможность остаться в стороне или, по крайней мере, принять в этом минимальное участие.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28