03 марта 2021 20:16

По новому методу

В «Гудке» от 20 ноября я рассказывал о глобальных вызовах, стоящих перед компанией. Сегодня хочу затронуть другую, не менее важную и насущную тему – инструменты повышения эффективности управления затратами и качества исполнения бюджетной дисциплины, с помощью которых мы должны ответить на эти вызовы.
Вадим Михайлов, старший вице-президент ОАО «РЖД»
Принципы основания и построения бюджетной системы ОАО «РЖД», которые были использованы ещё на самой ранней стадии формирования действующей системы, целиком и полностью соответствуют принципам бюджетной системы Российской Федерации.

Работа всего финансово-экономического блока направлена на независимую и объективную балансировку интересов филиалов при ограниченных ресурсах и увязку экономики с технологией и нормативной базой – на этом строится фундамент долгосрочной оптимизации бюджетов компании. При этом блок строго выполняет поручения правления и президента ОАО «РЖД». Именно финансово-экономические подразделения обеспечивают управление в достижении заданного акционером результата – получение прибыли.

Мы настойчиво углубляемся в технологическую сущность железнодорожных перевозок, формируя принципы построения новой системы бюджетирования с желанием получить «максимум за минимум». В экономической работе используем принципы инженерной деятельности – точный, а не предполагаемый расчёт во взаимосвязи с сутью технологического процесса перевозок и в сочетании с обслуживанием инфраструктуры.

Департамент экономики в настоящее время реализует проект новой модели нормативно-целевого бюджета.

Проект по внедрению нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям, в котором участвует целый ряд департаментов и управлений РЖД, а также филиалов и их структурных подразделений, – это наше будущее.

На сегодняшней стадии проводится выявление непроизводительных потерь и других резервов оптимизации затрат, причём в самом широком понимании этой формулировки: это и нерациональное использование времени, и расход материалов сверх нормы, и несбалансированные производственные мощности.

Выявить и устранить их можно в том числе с помощью инструмента нормативно-целевых бюджетов затрат.

Все выявленные непроизводительные потери являются поводом для проведения оптимизационных мероприятий с перенаправлением средств на самые необходимые и неотложные нужды для решения целевых задач компании.

Практика нашей работы по внедрению нормативно-целевых бюджетов затрат показала, что для успеха в производственной деятельности необходимо привести к единому знаменателю и актуализировать техническую и технологическую нормативную базу, завершить полномасштабное внедрение системы наряд-заказов и обеспечить интеграцию информационных систем, используемых в компании.

Департаменты финансово-экономического блока решают непростую задачу интеграции бюджетных параметров и финансового планирования. Создаются условия прогнозирования с достаточно высокой точностью горизонтов оперативного и среднесрочного видения будущего.

Ещё один вопрос, на котором хочу остановиться. Сегодня много говорится про необходимость внедрения процессного подхода к управлению затратами (то есть рассматривать деятельность компании как систему взаимосвязанных бизнес-процессов), причём в противопоставлении его функциональному подходу, который предполагает управление в зависимости от функций с помощью соответствующей иерархии.

Между тем и функциональный, и процессный подход имеет ряд недостатков.

Современной наукой установлено, что наилучший результат достигается за счёт совместного использования этих подходов, несмотря на их кажущуюся противоречивость. Комбинированное использование двух подходов соответствует принципам так называемого демократического централизма, который, по сути, сейчас и реализован в компании.

Сегодня участие начальника железной дороги (регионального центра корпоративного управления, РЦКУ) в процессе формирования и контроля исполнения параметров бюджетов региональных дирекций функциональных филиалов определено Регламентом формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов холдинга «РЖД», а также Порядком формирования сводных бюджетов структурных подразделений филиалов, расположенных в границах железной дороги, и отчётов об их исполнении.

Начальник железной дороги согласовывает основные объёмные и качественные показатели подразделений основных вертикалей в границах железной дороги.

Кроме того, в целях своевременной ликвидации угроз безопасности движения и сбоев в эксплуатационной работе начальникам железных дорог предоставлено право перераспределения бюджетов подразделений ОАО «РЖД», находящихся в границах железных дорог.

При этом РЦКУ формирует сводные плановые и отчётные данные по бюджетам подразделений в регионе железной дороги для исполнения поставленных перед ним задач.

Таким образом, считаю, что система бюджетного управления максимально адаптирована к новым принципам организации корпоративного управления.

Для выполнения функции координации подразделений в границах железной дороги существующих механизмов достаточно. Но тем не менее начальники железных дорог не всегда могут влиять на конечный результат работы региональных дирекций. Существует мнение, что по целому ряду вопросов возможность оперативного принятия решений из Центра (Москвы) просто отсутствует.

В этом году на ассамблеях и координационных советах в обращениях от начальников железных дорог поднимался вопрос о необходимости увеличения количества имеющихся у начальников дорог бюджетных инструментов по обеспечению сбалансированного корпоративного управления в регионе.

На прошедшем в октябре заседании координационного совета начальников железных дорог были сформулированы конкретные направления развития бюджетного управления на региональном уровне.

Поручено уже до конца года внести изменения в Регламент формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов холдинга в части закрепления за начальником железной дороги права:
– поощрения работников региональных подразделений функциональных филиалов, расположенных в границах железной дороги, за результаты работы в пределах установленного лимита фонда оплаты труда (данные средства будут включаться в бюджеты филиалов только после принятия начальником железной дороги соответствующих решений);
– распределения средств на капитальный ремонт основных фондов в размере 10% от суммы, предусмотренной на капитальный ремонт основных фондов региональных подразделений функциональных филиалов, расположенных в границах железной дороги, кроме ремонтов пути и подвижного состава (начальник железной дороги после проведения комиссионного осмотра определит объекты капитального ремонта в пределах указанной суммы, и только после этого региональная дирекция будет их включать в титульный список и план соответствующего периода года. При этом общая величина затрат на капитальный ремонт региональной дирекции остаётся неизменной);
– корректировки годовых целевых параметров сводных бюджетов затрат по перевозочным видам деятельности региональных дирекций инфраструктуры, тяги и управления движением в границе железной дороги без изменения итоговой суммы затрат на плановый период.

Железнодорожники всегда обладали особенным уровнем исполнительности и дисциплинированности. В сегодняшних непростых макроэкономических условиях эти «золотые» качества приобретают особенную ценность. Внедрение новых подходов к корпоративному управлению требует особенного внимания к сохранению всего богатства нашей корпоративной культуры.

В части повышения качества исполнения бюджетной дисциплины руководителям РЦКУ будет дано право налагать на работников региональных подразделений функциональных филиалов, отвечающих за соблюдение бюджетной дисциплины, при наличии установленных нормативными документами ОАО «РЖД» оснований дисциплинарные взыскания (включая освобождение от занимаемой должности).

Несколько слов о сроках реализации новых подходов.

В части поощрений и распределения 10% средств на капитальный ремонт, кроме ремонтов пути и подвижного состава, данные лимиты будут вынесены на утверждение уже итоговым за 2013 год заседанием правления ОАО «РЖД».

Полноценное перераспределение параметров годовых бюджетов затрат в связи с существенной трудоёмкостью его реализации будет проведено впервые до начала второго квартала 2014 года.

Безусловно, это вынужденный срок, при формировании бюджетов на 2015 год балансировка региональных параметров по дирекциям тяги, инфраструктуры и управления движением будет происходить ещё до защиты сводных целевых параметров филиалов.

При этом как в рамках текущей бюджетной кампании, так и в следующем году активными участниками бюджетного процесса станут на центральном уровне – бюджетный комитет ОАО «РЖД» под председательством президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, а в регионах – бюджетные комитеты железных дорог под председательством начальников железных дорог как руководителей центров корпоративного управления.

Вводимые нами в практику бюджетного управления новшества направлены в первую очередь на повышение качества корпоративного управления в компании.

Сегодня успех компаний в бизнесе зависит от чуткого реагирования на динамику факторов макросреды и предпочтения клиентов.

В этом неоценима роль, выполняемая региональными центрами корпоративного управления. Являясь представителями центрального аппарата на местах, они могут выявить точки наиболее эффективного приложения ресурсов холдинга, что особенно актуально в непростых макроэкономических условиях.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31