15 мая 2021 21:30

Избыток частных вагонов мешает эффективной работе

Количество «брошенных» поездов на Северо-Кавказской дороге увеличилось почти втрое по сравнению с прошлым годом. Это следствие в том числе и появления множества частных собственников подвижного состава. Решить проблему могло бы укрупнение операторов.
По данным за 10 месяцев, на магистрали было отставлено от движения 22,6 тыс. составов, как с грузом, так и порожних. В прошлом году за такой же период – всего 9,5 тыс.

Это отрицательно сказывается на эксплуатационной обстановке, скорости продвижения вагонопотоков и качестве подвода порожних вагонов под заявки грузоотправителей. Снижается и участковая скорость.
«Сегодня 57% собственников подвижного состава владеют парком от нескольких единиц до нескольких сотен вагонов. Около половины всех собственников владеют менее чем 20 вагонами», – говорит начальник Северо-Кавказской дирекции управления движением Алексей Черняев.

Увеличение количества собственников повлекло за собой и увеличение рабочего парка. В этом году он на 26% выше, чем в 2010, и составляет в ноябре более 65 тыс. вагонов.

При нахождении подвижного состава у одного собственника, как это было ранее, для управления вагонопотоками использовались две технологии – план формирования гружёного вагонопотока и система балансовой регулировки порожняка. Последняя подразумевала движение порожнего вагона в максимальном удалении от сортировочных станций и с отличными от гружёных вагонов скоростями.
«С появлением множества частных собственников подвижного состава, когда приватный порожний вагон был признан «грузом на своих осях», прежняя технология перевозки порожняка исчезла, – говорит Алексей Черняев. – Отсюда и появился дефицит пропускной способности инфраструктуры, наиболее ярко проявляющийся в пору действия летнего графика движения поездов».

На длительные простои порожнего приватного подвижного состава в ожидании наиболее выгодных перевозок дорога повлиять не может, так же как и ограничить перевозку порожняка при отсутствии грузовой базы. К примеру, по станциям Курганная и Лабинская при среднесуточной погрузке порядка 320 вагонов ежесуточно на путях находится около 2,5 тыс. вагонов, прибывших сюда под погрузку.
«Сегодня на полигоне Северо-Кавказской дороги действуют пять крупных компаний, охватывающих около половины парка вагонов. Остальное – это как раз то, что мешает работе, – вагоны с непонятной заадресовкой. Необходимо провести совместное совещание, на котором и решить, в какой форме будет происходить взаимодействие с мелкими операторами», – согласен с мнением движенцев представитель одного из крупнейших операторов – директор Ростовского филиала ПГК Вадим Жуков.

Ещё одним примером непроизводительного простоя стала ситуация с недавними сезонными перевозками урожая. Из-за избыточной отправки вагонов на станции погрузки практически были остановлены некоторые направления, участки, станции.
«Собственники и арендаторы подвижного состава руководствовались «процентом» присутствия на рынке, а не необходимостью, исходя из объявленного ранее ожидаемого большого урожая», – поясняет Алексей Черняев.

В результате занятость инфраструктуры отставленными от движения поездами выросла, и пропорционально появился дефицит пропускных способностей.

По мнению железнодорожников, стабилизировать эксплуатационную обстановку может укрупнение операторов собственных вагонов путём сдачи в аренду ОАО «РЖД» или самостоятельное объединение в одну компанию.
«У крупных компаний больше ресурсов для обеспечения выполнения договорных обязательств, а другим участникам перевозочного процесса проще взаимодействовать с такими компаниями. При укрупнении парков уменьшатся встречные перевозки порожних вагонов. Предварительный анализ показывает, что такая технология не только должна привести к стабилизации перевозочного процесса, но и существенно повысит эффективность транспортировки», – считает Алексей Черняев.

Игорь Евдокимов,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30