04 марта 2021 20:54

Будем думать

Минфин считает пока нереализуемой идею о введении в России механизма компенсации инвестору его затрат на инфраструктурные проекты за счёт будущих налоговых поступлений. Между тем в международной практике это называется «механизм отложенных налоговых платежей», или TIF (Tax Increment Financing). Его суть состоит в том, что инвестор получает средства за счёт тех налогов, которые генерируются проектом и направляются в федеральный и региональные бюджеты. Такую идею в 2009 году озвучил Внешэкономбанк, и её поддержало правительство, поручив рассмотреть этот вопрос. Минфин рассмотрел и выдал отрицательное заключение.

Как известно, потребности в развитии инфраструктуры в стране большие, а государственных денег не хватает. Не получается широко развить и классические механизмы ГЧП, популярность которых сейчас в мире на спаде. После того как в конце прошлого века банкам разрешили играть на финансовом рынке, инвестиционные ресурсы для реальной экономики стали слишком дороги, поскольку теперь банки могут больше заработать, занимаясь обычными спекуляциями с ценными бумагами и производными инструментами. Поэтому пришлось придумывать новые схемы инвестиций в инфраструктуру.

Для железных дорог метод отложенных налоговых платежей очень хорошо подходит. К примеру, государство дало на развитие БАМа и Транссиба 250 млрд руб., а общие налоговые поступления за 30 лет в бюджеты всех уровней от реализации этого проекта оцениваются в 680 млрд руб. Прибыльность, конечно, несравнима с фондовым рынком, зато надёжна и развивает экономику. Долю государства можно было бы уменьшить за счёт частных инвесторов, если бы был механизм, позволяющий получать часть этих налогов в счёт компенсации инвестиций. Для этого их нужно «окрасить», чтобы знать, что средства идут именно от этого проекта. Но Минфин пишет, что доходная часть бюджета не различает налоги по инвестпроектам, от реализации которых они поступили. Всё поступает в общий котёл, где не видно даже конкретного налогоплательщика. Есть и ещё ряд более мелких проблем, упирающихся в несоответствие бюджетному законодательству.

В целом же пока неясно, какое решение примет правительство: продолжать или нет проработку этого вопроса. Но очень может статься, что, упустив конъюнктуру сегодняшней ситуации, мы и останемся без инвестиций, и будем продолжать думать, почему же у нас не работает такой хороший метод их привлечения.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31