09 марта 2021 02:10

Придётся взыскать

В следующем году ОАО «РЖД» необходимо не допустить увеличения убытков от пригородного комплекса

Общественная палата, где прошли слушания о состоянии дел в пригородных перевозках, призывает в кратчайшие сроки решить законодательные проблемы отрасли, а руководство регионов не допустить ухудшения транспортного обслуживания населения.
Угроза дальнейшего сокращения движения вполне реальна, потому что РЖД уже не могут наращивать убытки от пригородного комплекса.

Рассмотрев в ноябре финансовый план ОАО «РЖД» и утвердив его, правительство поставило перед компанией задачу не допустить дальнейшего наращивания долга за пригородные перевозки, что необходимо для финансовой стабилизации холдинга. Это означает, что в следующем году все пригородные перевозчики должны сработать на безубыточном уровне.

Как пояснил начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер, речь идёт о 7,5 млрд руб. «В этом году РЖД предоставили услуги пригородным компаниям на 41 млрд руб., а получат всего 33,5 млрд, – говорит Максим Шнейдер. – Но эти 7,5 млрд правительство уже заложило нам в доходную часть, отрезав все пути к отступлению». Поэтому речь идёт о взыскании денег с регионов, которые недодают средства пригородным компаниям. Это будет делаться в том числе и за счёт обращений в суды. Безубыточную работу пока демонстрируют только 13 регионов, ещё в четырёх близки к полной компенсации (более 85%). Финансовый план РЖД предусматривает прибыль компании в 2014 году всего на уровне 100 млн руб., поэтому очень важно выполнить это решение.

Нередко выдвигаются претензии правительству, что оно не даёт достаточно средств для компенсации убытков и РЖД, и субъектов Федерации, однако региональные власти за три последних года так и не предоставили чёткой информации о потребности в перевозках, на основе чего можно было бы рассчитать, сколько это будет стоить. Вместо этого идут разговоры об убыточности сектора и непрозрачности тарифов РЖД. В то же время региональные власти пытаются сокращать маршруты, что ведёт к потере пассажиропотока. В Воронежской области вместо 63 маршрутов в следующем году планируют оставить всего шесть. В прошлом году в ряде регионов прошло сокращение на 40%. По сути, это бессмысленно, говорилось на слушаниях, потому что через два-три года инфляция вернёт цифру убытков к тому же значению. Статистика же роста перевозок не даёт полной картины, поскольку ежегодный прирост по одному Московскому узлу перекрывает все потери по остальной сети.

«Получается нелогично: правительство выделяет громадные средства, чтобы удержать население на Дальнем Востоке, но в то же время пытается экономить крохи, лишая его транспортной подвижности там», – говорил руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Эксперт предложил создать на Урале и восточнее его реестр социально значимых маршрутов, определить минимальный транспортный стандарт и финансировать его за счёт государства. Также в отчёте каждого губернатора перед президентом должен быть пункт об обеспечении транспортной доступности.

Общественная палата рекомендует правительству внести до первого февраля 2014 года в Госдуму законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения», который как раз и устанавливает необходимость предоставления госзаказа и его оплаты. Присутствующие на слушаниях депутаты пообещали рассмотреть его так быстро, как только возможно.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31