02 марта 2021 22:54

Это твоя биография

Есть книги, которые расходятся сами собой, и издатель может не тратиться на рекламу. Это когда герои  произведений – с их заботами, тревогами, надеждами – люди лично знакомые, зачастую родные. Читают такие книги с большим интересом и хранят на почётном месте как семейную реликвию.
Мне рассказывал старый кадровик, как однажды пришёл устраиваться на работу молодой человек и показал книжку по истории предприятия, на котором хотел бы работать. Заметил: на странице такой-то мой отец упомянут. Хвастался? Нет, гордился. И доверия такой факт вызывает больше, чем самое изысканное резюме. Гордится отцом – значит, настрой у парня правильный, зрелый. И цель очевидна – стать не хуже.

Недавно в свет вышло несколько сборников, посвящённых истории и трудовым будням коллективов железнодорожных предприятий. Один из них – «Верность традициям: дела и люди депо Москва-сортировочная».

Локомотивное депо Москва-сортировочная – легендарное. Даже тот, кто знает о предприятии только понаслышке, скажет: «А-а, это там, где впервые люди вышли на субботник?»

Первая книга о нём была издана в 1972 году и называлась «Из истории депо Москва-сортировочная Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги». Упор в ней сделан действительно на субботник, который В.И. Ленин назвал Великим почином. Тираж разлетелся мгновенно, издание сделалось раритетным.

Первый субботник, Великий почин. Какое значение имеет это событие для нас сегодня? Порой кажется, что пафос далёких 20-х годов совершенно неуместен в нынешних условиях, когда цена созидательного труда в глазах «общественного мнения» на порядок ниже умения «делать деньги из воздуха». И всё же, перечитывая жизнеописание коллектива предприятия, безусловно, одного из лучших, но в общем-то вполне типичного, вдруг натыкаешься на поразительные подробности, на которые мало кто обращал внимание. Эти «мелкие» детали освещают события каким-то новым светом. И, сопоставляя их с днём сегодняшним, невольно задумываешься не столько о подвигах прошлого, сколько о нашем будущем.

Так, мелькнула в протоколе собрания скупая запись: «Слушали: о «благовещении»… Постановили отработать смену в субботу бесплатно». Ситуация была в то время отчаянная. Тысячи железнодорожников ушли на фронт, хотя работа на транспорте освобождала от мобилизации. Разруха довела до того, что пришлось временно – с 18 марта по 10 апреля – приостановить пассажирское движение. «Больные» паровозы стадами теснились вокруг депо. Рабочих рук не хватало. Города и заводы замерзали – везти топливо и хлеб было не на чем.

Стали созывать оставшихся ремонтников. Были и такие, кто угрюмо отвернулся: «Дайте хлеба – приду!» Хлеба дать не могли. Но рабочий люд всё-таки собрался на субботник. Его привёл столетиями укоренившийся в русском народе нравственный закон бескорыстной помощи пострадавшим от бедствия. С давних пор существовала в России так называемая толока. Это когда вся деревня от мала до велика выходила на подмогу при строительстве дома, на жатву, покос, обработку льна и т.д. Всем миром помогали вдовам, сиротам, погорельцам. И неучастие в толоке считалось позором.

В ночь на субботу с 12 на 13 апреля 1919 года 15 человек остались на сверхурочную смену. Усталые, полуголодные люди с керосиновыми коптилками, с факелами шли «лечить» паровозы. Если есть на земле места неуютные, так одно из них – тот паровозный сарай с окнами, заколоченными досками, протекающей крышей, гарью, холодными сквозняками, кострами из обломков старых шпал. Механизация? По 5–6 человек впрягались в винтовой домкрат.

Работали с 8 вечера до 6 утра, отремонтировали три машины. К рассвету вызвали мастера для приёмки локомотивов. Оценка – отличная! Услышали с поворотного круга прощальные гудки паровозов. Согрелись самодельным чаем, спели популярную в те годы песню «Слезами залит мир безбрежный…». Чем, скажите, не молитва!..

Как бы ни называли то, что происходило – Великим ли почином, революционным энтузиазмом, – весть о субботнике прозвучала набатом на всю Россию. И эта весть – благая! Она созвала людей на всероссийскую толоку для спасения Отечества от разрухи, голода, холода. Во второй половине 1919 года субботники проходили уже по всей стране. Почин железнодорожников разрастался, обретал миллионы последователей.

И это лишь один эпизод из истории депо. Новые поколения решали не менее сложные задачи по реконструкции предприятия, подготовке кадров, переходу с паровозной тяги на тепловозную и электровозную, внедрению тяжеловесного движения поездов.

Второе издание под названием «По пути Великого почина» вышло в 1979 году. Эта книга глубже раскрывала все стороны жизни коллектива.

Третье, нынешнее издание называют книгой-эстафетой. «Книга примечательна тем, что написана людьми, работавшими в депо, свидетелями многих событий, активными их участниками, – отмечает во вступительном слове начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер. – Сам факт их решимости взяться за создание летописи предприятия свидетельствует о многом. И прежде всего о настоящей преданности своему делу, железной дороге, родному трудовому коллективу».

Среди её авторов немало ветеранов-гудковцев, известных по публикациям в нашей газете. Это Владимир Чистов, Владимир Дерновой, Александр Ишечкин, Николай Головкин, Виталий Тетерятник, заместитель главного редактора газеты «Московский железнодорожник» Вера Чубарова и другие. Они хорошо знают и людей, и дела легендарного депо Москва-сортировочная.

А это очень важно, ведь читатель у этой книги не простой – железнодорожники. Они очень строго, прямо-таки ревностно относятся к фактам.

Тираж этой, можно без преувеличения сказать, правдивой и умной книги небольшой – 1500 экземпляров. Но ведь локомотивное депо – живой организм, а время летит быстро – приходят новые люди, и они решают всё более сложные задачи. Летопись знаменитого предприятия продолжается. Поэтому скоро созреет необходимость выпуска новой книги-эстафеты. Подобные издания о магистралях и предприятиях железнодорожного транспорта служат большому и полезному делу – поднимают достоинство человека-созидателя, проповедуют истинные ценности: жизнь – в труде, счастье – в творчестве.

Сергей Богатко
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31