05 марта 2021 18:45

Дорогостоящее оборудование иногда применяется неоправданно

Из-за низкого качества литья тележек, подшипников и других деталей грузовых вагонов усложняется технология их ремонта, возрастает затраченное на него время. Особенно увеличились трудозатраты, связанные с неразрушающим контролем деталей.
Марина Худокормова, главный технолог ООО «Вагоно-колёсная мастерская», Старый Оскол
В связи с ростом объёма неразрушающего контроля наша вагоноколёсная мастерская вынуждена закупать дополнительное высокопроизводительное дорогостоящее оборудование, применение которого не всегда оправданно. Но отказаться от него нельзя из-за того, что ремонтная нормативная документация в ряде случаев не предусматривает иных вариантов определения качества детали.

Но было бы целесообразно отказаться от применения ультразвукового метода измерения толщины наклонных поверхностей и подпятника надрессорных балок. Для этого в нормативных документах необходимо установить предельно допустимый износ этих поверхностей и производить контроль с помощью шаблонов либо глубиномеров.

Тогда необходимость в ультразвуковой толщинометрии отпадёт, и дефектоскописты смогут повысить производительность своего труда за счёт оптимизации зон контроля.

Не имеет смысла подвергать неразрушающему контролю и детали с дефектами, выявленными при визуально-измерительном контроле. Сейчас осмотрщики вагонов, работающие в эксплуатационных депо, выявив визуально трещины в деталях, отцепляют вагон, а затем эксплуатационное депо направляет деталь в ремонтное депо для подтверждения их предположений.

Но бывают случаи, когда выявленные ими дефекты настолько очевидны, что неразрушающий контроль не нужен. Поэтому, чтобы избежать транспортных расходов на доставку деталей из эксплуатационных депо и не загружать дефектоскопистов излишней работой, лучше прописать в нормативной документации случаи, при которых подтверждение результатов визуально-измерительного контроля не требуется.

Применение неразрушающего контроля будет оправданно тогда лишь в тех случаях, когда есть какие-то сомнения в результатах визуально-измерительного контроля.

С другой стороны, ОАО «РЖД» в качестве стимулирования качества контроля вагонов ввело премиальные выплаты осмотрщикам вагонов за выявленные ими трещины. Иногда это приводит к тому, что они становятся заинтересованными в необоснованной выбраковке колёсных пар и литых деталей тележек, что требует дополнительного подтверждения их предположений. В частности, средствами неразрушающего контроля.

Нечётко прописаны в нормативной ремонтной документации и зоны контроля литых деталей тележек. Стоят эти детали десятки тысяч рублей, и доказать необходимость их выбраковки собственникам подвижного состава непросто. Поскольку в нормативных документах нет однозначных ответов по поводу зон контроля, мы вынуждены руководствоваться телеграммами ОАО «РЖД». Но собственники вагонов соглашаются с нашими доводами не всегда и требуют показать в нормативном документе соответствующий пункт, которого, к сожалению, нет.

Ничего не сказано в нормативах и о критериях браковки продольных трещин в подступичной части оси.

О несоответствии требований конструкторской, ремонтной и эксплуатационной документации сейчас говорят много, в том числе на совещаниях НП «ОПЖТ». Надеюсь на то, что производители подвижного состава дадут ремонтным и эксплуатационным предприятиям исчерпывающие ответы по обслуживанию, ремонту и критериям браковки выпускаемой ими продукции.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31