16 июня 2021 02:17

Достичь гармонии

Введение межгосударственных стандартов облегчит финансовое бремя ОАО «РЖД»

В следующем году инвестиционная программа ОАО «РЖД» сохранится на том же уровне, что был запланирован ещё до решения о введении нулевой индексации тарифов на услуги естественных монополий. А именно – 391,3 млрд руб.
Сохранность инвестиционного портфеля была подтверждена в минувшую пятницу на международной научно-практической конференции НП «ОПЖТ» по вопросам развития транспортного машиностроения. При этом очень важно, что такое решение принято наряду с планируемым в следующем году сокращением эксплуатационных расходов на 80 млрд руб. относительно текущего уровня.

Открывая форум, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подчеркнул: решение стоящих перед холдингом весьма сложных оптимизационных задач невозможно без эффективного использования новейших достижений, повышения производительности технологических процессов. И, как ни странно, самое сложное сегодня – доказать целесообразность перспективных проектов, эффективность которых с точки зрения развития экономики совершенно очевидна.
«А ведь это катализатор, драйвер экономического развития. И речь не только об ОАО «РЖД» или сопутствующих отраслях, а их 19, но и о развитии всего нашего общества», – заявил глава компании.

По словам Владимира Якунина, нам есть к чему стремиться. Так, не только на Западе, но и в той же Японии, Китае ведутся активные разработки проектов сверхскоростного движения с применением вакуумных технологий. А у нас к формированию подобных научно-технических задач пока ещё даже не подошли. И здесь очень важно предлагать на суд правительства, всего железнодорожного сообщества не только чисто теоретические разработки, но и доказывать возможность их реализации.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров напомнил, что возрождение отечественного транспортного машиностроения стало возможным начиная с 2003 года, когда было создано ОАО «РЖД». И уже за неполные последующие шесть лет количество предприятий в этом секторе экономики выросло в 2,5 раза, достигнув 159. Соответственно увеличилось и количество рабочих мест.

Производство из года в год продолжает расти. Если в 2003 году на сеть было поставлено всего 55 новых локомотивов, то в нынешнем уже 803. Успех базируется на нестандартных решениях, новых подходах, а также развитии отечественной стандартизации, продуктивной работе в сфере технического регулирования, гармонизации с международными стандартами.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв отметил, что международное сотрудничество важно с точки зрения развития крупносерийного производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. И здесь не обойтись без трансферта технологий и локализации производства лучших образцов подвижного состава в России. Он также сообщил о создании координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза. Это будет постоянно действующий консультативный орган, одним из приоритетов которого станет как раз железнодорожное машиностроение.

Как заявил старший вице-президент ОАО «РЖД», президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, экономическая эффективность от введения в действие со 2 августа 2014 года технических регламентов Таможенного союза за счёт снижения затрат на оценку соответствия сложных технических систем составит в том же году 35%. По его словам, это связано с тем, что евразийская экономическая комиссия поддержала инициативу компании о подтверждении соответствия с периодичностью раз в пять лет, а не в течение трёх лет по нынешним нормам. При этом значительно снижается нагрузка и на ОАО «РЖД», и на самих производителей железнодорожной техники. В абсолютных цифрах введение межгосударственных стандартов, сводов правил снизит общую финансовую нагрузку ОАО «РЖД», а следовательно, и облегчит тарифное бремя на уровне до 2,5 млрд руб. в год.

Валентин Гапанович привёл такой пример. Только лишь введение требований к остаточной намагничиваемости рельсов на уровне 0,7 микротесла позволит снизить до 30% количество сбоев в работе локомотивной сигнализации, а консолидированный эффект составит 86 млн руб. в год.

Он также сообщил, что всего на сегодня принято 163 стандарта, обеспечивающих предстоящий ввод в действие техрегламентов ТС в области железнодорожного транспорта, 19 находятся на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти. Конечно, разработка стандартов – дело сложное и кропотливое. На эти цели ОАО «РЖД» потратило свыше 640 млн руб. Активное участие здесь принял и отечественный бизнес, вложивший около 63 млн руб. И эти средства не потрачены впустую.

Как сообщил Валентин Гапанович, впервые разработана новая система – уникальная группа стандартов, обеспечивающих работу сложных технических систем на протяжении всего жизненного цикла. Её внедрение позволило впервые приступить к оценке физического состояния основных средств железнодорожного транспорта. Такая оценка разрешит планировать, а далее и нормировать инвестиции и эксплуатационные расходы на этапах жизненного цикла.

Система уже сегодня применяется в путевом комплексе, а в следующем году планируется её внедрение также в хозяйствах СЦБ и энергообеспечения.

Олег Сергеенко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30