24 февраля 2021 23:18

Мост через эпохи

Одно из красивейших инженерных сооружений построили в честь Дома Романовых

Императорский железнодорожный мост в Ярославле был повреждён во время Гражданской войны, но выстоял под напором фашистской Германии.
Мост построили 100 лет назад. 21 февраля 1913 года Россия пышно праздновала 300-летие царствующей династии. В тот день в Ярославле был торжественно открыт для движения поездов построенный за три года мост. Ярославский губернатор Татищев, перерезая ленточку, сказал здравицу в честь государя, подхваченную громогласным «ура!».

Освящал новостройку архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон – будущий Патриарх Московский и всея Руси. Старейший ярославский машинист Александр Романычев провёл по мосту первый поезд. А ровно через месяц венценосное семейство, путешествуя по Волге, осмотрело великолепное инженерное сооружение, которому спустя ещё неделю присвоили наименование «Мост императора Николая II».


К юбилею

Николаевским, сиречь Императорским, мост стал, можно сказать, случайно. Сдать его планировали ещё летом 1912 года, и отнюдь не в качестве подарка царю. В мостовом переходе давно нуждались промышленники и пассажиры. Без него железнодорожная линия Москва – Архангельск оставалась разорванной. Приходилось в Ярославле пересаживаться и переваливать грузы с поезда на паром, а потом снова на поезд.

Проект 800-метрового моста был грандиозен. Пять русловых пролётов по 145,6 м и два береговых по 27 м. В их изящной конструкции сочетались полукруглые очертания верхнего пояса, нисходящие раскосы и шпренгельная решётка. Одним из авторов проекта выступил замректора Московского инженерного училища Проскуряков, снискавший к тому времени славу блестящего мостостроителя. Его красноярский мост через Енисей был удостоен в 1900 году золотой медали на парижской Всемирной выставке. Волжское детище Проскурякова по красоте не уступило енисейскому, а по длине русловых пролётов даже превзошло.

Незадолго до сдачи мостостроителей постигла трагедия. Во время урагана одно из пролётных строений рухнуло в воду, задавив нескольких рабочих. Пролёт пришлось взрывать и по частям выволакивать на берег, а затем сооружать заново.

Авария, случившаяся, по заключению комиссии МПС, из-за нарушения техники безопасности строительства, на полгода задержала ввод моста в строй и привела к его удорожанию аж на полмиллиона царских рублей. Но расторопные ярославцы сумели, что называется, замять катастрофу, приурочив открытие красавца к юбилею Дома Романовых.


Расстрелянный пролёт

Впрочем, безмятежно славить государя Императорскому мосту довелось недолго. В июле 1918 года он оказался в эпицентре ярославского антибольшевистского восстания. Больше двух недель в городе шли бои. Самые ожесточённые – за мост, несколько раз переходивший из рук в руки. Для восставших ярославцев он был последней надеждой на воссоединение с белогвардейско-союзническим десантом из Архангельска. В московских архивах сохранились оперативные сводки и донесения в Москву и Вологду красных, участвовавших в подавлении восстания.

Из доклада о событиях в Ярославле: «7-го июля… Мост через Волгу в наших руках, ст. Филино – в руках белогвардейцев… Везде бой, мост был занят белогвардейцами, но сейчас отбит нами… Мост и один берег Волги в наших руках. Город от наших снарядов в 10 местах горит…»

Следы отчаянных сражений – пробоины от пуль и снарядов в металлических конструкциях моста. Особенно досталось крайнему правобережному пролёту – его буквально изрешетили. Даже по высокому фронтону с надписью «1910–1913» прошлась пулемётная очередь. Но большинство отверстий – на высоте около двух метров. Пули, летевшие ниже, скорее всего, попадали в людей.


Ни одного попадания

В Великую Отечественную многострадальный мост стал главной мишенью для фашистской авиации, бомбившей Ярославль. По плану «Барбаросса», его должны были уничтожить уже в первые дни войны. Ведь волжский гигант имел стратегическое значение, связывая центр страны с севером и востоком. Так, по нему шли вглубь страны военные грузы, поступавшие из США и Англии в Архангельский порт по ленд-лизу. В одном из налётов участвовали сразу 58 бомбардировщиков. Но ярославские зенитчики и истребители, хранившие мост, спасли его от всех атак с воздуха. Даже плавучие мины, бросаемые с самолётов по течению Волги, не достигали цели: охрана расстреливала их на подступах к опорам.

Императорский, изрядно пострадавший в Гражданскую, для внешнего врага оказался неуязвим. Как и его секретный временный дублёр, выстроенный ярославцами в начале войны для подстраховки. А ведь находившийся всего в нескольких сотнях метров шинный завод был превращён немецкими асами в руины...

Уцелевший мост-трудяга продолжал и после войны в одиночку пропускать огромный поток грузов и пассажиров. А в 1972 году на его опорах, которые пришлось расширить, построили второй мост. Пусть он получился и не такой красивый, но зато честно взял на себя половину нагрузок ветерана. Кстати, первый поезд по новому мосту провела локомотивная бригада, в которой помощником машиниста был Михаил Романычев – внук упомянутого старейшего ярославского машиниста.


Да здравствует Императорский

К началу XXI века металл старого мостового перехода «устал». В 2005 году последний его пролёт – тот самый, «расстрелянный» – уступил место новому, с параллельным верхним поясом.

Теперь парящие над волной ажурные полукруглые арки, давно ставшие визиткой Ярославля, можно увидеть лишь на фотографиях. Или в ярославских музеях, где выставлены фрагменты ферм, изрытых пулями. А вот «быки» остались прежние, дореволюционные. На века сложенные из валунов, которыми изобилуют берега Волги.

Николай Порецкий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28