28 февраля 2021 13:03

Доступ к инновациям

По данным Роспатента, сегодня лишь 10% отечественных изобретений имеют правовую охрану. И только пятая часть объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных в нашей стране, конкурентоспособна на мировом рынке.

Причём ситуация не меняется в лучшую сторону даже несмотря на то, что за последние три года объём средств, выделяемых из госбюджета на НИОКР, вырос в пять раз. Проблема в том, что полученные учёными результаты зачастую не востребованы бизнесом. Сейчас в портфеле Минпромторга скопилось свыше 700 неиспользуемых патентов на разработки, выполненных по заказу государства. Всё чаще промышленники предпочитают не внедрять отечественные инновации, а приобретать импортное оборудование и технологии.

В ряде отраслей их доля составляет уже более половины всех средств производства.

Мешает внедрению российских ноу-хау и плохая информированность заказчиков о предлагаемых новшествах, а также излишне сложный порядок регистрации авторских прав на них. Чтобы ускорить продвижение отечественных инноваций, Минпромторг недавно предложил передавать права на неиспользуемую государственную интеллектуальную собственность российским компаниям, обязующимся внедрить эти научные разработки на территории нашей страны. При этом им нужно будет лишь заплатить пошлину за лицензию на применение новшества. Список первых предлагаемых к внедрению разработок в области радиоэлектроники уже размещён на сайте ведомства.

В транспортной отрасли также сформирован довольно большой инновационный портфель. Например, компании «РЖД» принадлежит около 1 тыс. патентов на созданные по её заказу разработки и полезные модели. Думается, что повысить отдачу от их применения, а значит, быстрее окупить затраты на исследования поможет предлагаемый Минпромторгом опыт. Ведь полученные отраслевыми учёными и изобретателями результаты представляют интерес не только для железных дорог, но и для металлургов, машиностроителей и т.д. Поэтому нужно дать возможность смежникам получать всю информацию об имеющихся у компании патентах.

Не менее важно изучать и внедрять разработки, предлагаемые институтами РАН для использования на железных дорогах. Хорошим примером такой работы может служить Объединённый учёный совет ОАО «РЖД», в заседаниях которого регулярно участвуют руководители ведущих исследовательских организаций страны.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28