28 февраля 2021 03:56

Инновационный ренессанс стальных магистралей

Вышла в свет монография: Б.М. Лапидус, Д.А. Мачерет.  «Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее». М., КРАСАНД, 2013, 234 с.
Железнодорожный транспорт традиционно не только играет ключевую роль в транспортной системе нашей страны, но и, учитывая особую важность для России пространственного фактора, значимо влияет на все параметры социально-экономического развития. Поэтому глубокий научный анализ макроэкономической роли транспорта, выполненный в монографии, актуален не только с точки зрения развития экономической теории, но и имеет важное прикладное значение.

В соответствии с обозначенной уже в заглавии книги логикой исследования авторы посвятили первую главу теоретическим основам макроэкономической роли транспорта, раскрыв его роль в создании новых ценностей в результате перемещения товаров и показав на основе межстранового анализа зависимость уровня экономического развития от степени развитости транспортной инфраструктуры.

Стоит отметить, что по своему содержанию первая глава расширяет заявленные рамки исследования, так как обоснованные в ней теоретические положения раскрывают макроэкономическую роль не только железнодорожного транспорта, но и транспортной отрасли вообще.

Во второй главе с использованием богатого материала в области экономической истории и истории железнодорожного транспорта раскрыта созданная авторами и уже получившая признание научного сообщества концепция эволюции железнодорожного транспорта.

Показано изменение его макроэкономической роли на каждом этапе этой эволюции, и, что особенно значимо, раскрыты главные векторы развития в нынешней фазе эволюции, определённой авторами как «инновационный ренессанс железнодорожного транспорта», который, по их аргументированному мнению, будет продолжаться, по крайней мере, до середины XXI века.

Таким образом, фокусируя внимание на исторических тенденциях развития железнодорожного транспорта и изменении его макроэкономической роли, авторы углубляют теоретические аспекты исследования и формируют взгляд на будущее отрасли с экономических позиций.

В третьей главе раскрыта важная макроэкономическая роль железнодорожного транспорта в условиях формирования и развития рыночной экономики в России, обоснована социально-экономическая необходимость его динамичного развития на стратегическую перспективу, а также определены ключевые направления повышения собственной эффективности деятельности отрасли.

Заключительная глава посвящена инновационным направлениям развития транспорта, которые авторы определили как рост скоростной и пространственной эффективности. По их обоснованному мнению, инновационное развитие транспорта как системы движения реальных ценностей – товаров – должно сыграть значимую роль в преодолении существующей нестабильности мировой экономики и её переходе в фазу устойчивого развития.

Монография будет представлять интерес как для учёных, занимающихся проблемами макроэкономики, экономической истории, отраслевых рынков, так и для менеджеров и бизнесменов, деятельность которых связана с транспортом, а также для преподавателей и студентов экономических и транспортных университетов.

Дмитрий Сорокин,
первый заместитель директора Института экономики РАН,
член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28