28 февраля 2021 09:15

Река «не впадает» в бюджет

Стратегию развития водного транспорта основали на налоговых преференциях

Теоретически решить многие проблемы речного транспорта в стране и вдохнуть в него новую жизнь может подготовленная Минтрансом стратегия его развития до 2030 года. Однако Минфин считает, что проект документа слишком амбициозен, и предлагает пересмотреть его финансовую базу.
Как подчеркнул на заседании кабинета министров председатель правительства Дмитрий Медведев, за последние десятилетия ситуация в области внутренних водных сообщений в стране существенно ухудшилась. Более четверти гидротехнических сооружений, шлюзов и плотин, по его словам, на сегодня фактически не отвечает современным требованиям. Этот фактор, а также ограничения для судоходства, прежде всего в Единой глубоководной системе европейской части России, «замедляют скорость судов, уменьшают их загрузку, делают в конечном счёте просто неудобным и неконкурентоспособным использование наших рек».
«Во многом это связано с длительным недофинансированием соответствующей инфраструктуры. Нынешние нормативы не покрывают затраты на её содержание, недостаточно активно приходят в отрасль и частные инвестиции, – отметил Дмитрий Медведев. – Минтранс подготовил проект Стратегии развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года. Очевидно, что развитие речных перевозок создаст условия для перераспределения транспортных потоков, для того чтобы более рационально перевозить крупногабаритные, тяжеловесные грузы, обеспечит перевозки на социально значимых маршрутах в районах Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири, тем более что там водный транспорт – это зачастую единственный способ добраться до «большой земли».

По словам министра транспорта Максима Соколова, суммарные потери провозной способности флота из-за недофинансирования текущего содержания судоходных гидротехнических сооружений составляют более 40 млн тонн в год. Сейчас эта инфраструктура находится исключительно в собственности государства и финансируется в основном из федерального бюджета. А объём финансирования определяется на основании нормативов, которые были утверждены совместным приказом Минфина и Минтранса ещё в 2001 году. Но поскольку с тех пор произошли «определённые изменения в структуре расходов», отметил министр, недофинансирование текущего содержания по параметрам бюджета 2013 года составляет примерно 3,5 млрд руб. Стратегия предусматривает постепенный переход к 100-процентному финансированию с 2017 года.
«Если говорить о частных инвестициях, то до 2030 года по инновационному сценарию (Стратегии. – Ред.) мы планируем, что будет привлечено около 950 млн руб. и построено порядка 7 тыс. единиц флота для всех водных бассейнов страны. В основном это будет, естественно, флот, который построят за счёт внебюджетных источников, – доложил Максим Соколов. – Хотя меры государственной поддержки тоже сбалансированы с Государственной программой развития судостроения до 2030 года, которая была представлена Минпромторгом и предполагает введение в действие утилизационного гранта, а также пролонгацию мер по компенсации процентной ставки при кредитовании строительства судов. Соответствующее решение правительства было принято ещё в 2008 году. Что касается загрузки российских верфей, то комплексом мер государственной поддержки, в том числе с теми мерами, которые предложены и поддержаны Минпромторгом, предполагается обеспечить строительство пассажирского флота, а это ещё около 80 млрд частных инвестиций».

В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов заметил, что финансовый ресурс, который предусмотрен Стратегией, «отличается в большую сторону от возможностей бюджета и, соответственно, параметров государственной программы». Поэтому документ, по его мнению, требует доработки.
«Кроме того, в Стратегии предусматривается предоставление налоговых преференций, в частности освобождение от акцизов на топливо судов разных категорий. Второе – это освобождение и преференции по региональным налогам, имущественным налогам, по земельному налогу. Считаем, что здесь всё-таки нам не стоит заходить на поляну субъектов и муниципалитетов и решениями на федеральном уровне предоставлять такие льготы, поскольку в любом случае это потребует компенсации соответствующим субъектам из федерального бюджета недополученных доходов, – заявил глава Минфина. – Мы договаривались не вмешиваться на федеральном уровне в полномочия регионов и муниципалитетов, с одной стороны, а с другой – не очень понятно обоснование освобождения от акцизов на топливо речных судов». Преференция для отдельных потребителей топлива, считает Антон Силуанов, «не совсем корректна», потому что «акцизы у нас собираются по месту производства, а потребление, соответственно, уже по месту заправок этих судов».

Маргарита Меньшакова



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28