15 мая 2021 20:09

Вопрос дня

Что необходимо учесть в законе «О страховании ответственности заводов – изготовителей подвижного состава и вагонных ремонтных компаний»?

Александр Косарев, заместитель начальника департамента безопасности движения поездов ОАО «РЖД»:
– С моей точки зрения, целесообразно было бы распределить ответственность в случае схода вагонов. В настоящее время вне зависимости от первопричины аварии на железной дороге за повреждение грузов несёт ответственность перевозчик. Думаю, справедливее будет эту ответственность разделить с виновником схода – будь то производитель некачественного литья или же компания, которая недобросовестно провела ремонт подвижного состава.

Василий Варёнов, вице-президент, исполнительный директор некоммерческого партнёрства «Объединение вагоностроителей»:
– Мы считаем, что такой отдельный нормативный акт абсолютно не нужен. Во-первых, все договорные отношения сейчас формируются на основании Гражданского кодекса, где чётко прописана ответственность сторон, в том числе и время действия гарантийного срока вагонов. Во-вторых, не понятно, кто будет выступать независимым органом, который будет определять пострадавшую сторону и сторону, которой потребуется выплачивать компенсацию по страховке. На автомобильном транспорте – это ГАИ, на авиационном – это МАТ, а на железнодорожном транспорте такого органа нет. Соответственно его придётся создавать, но и тут встаёт вопрос: кому он должен подчиняться и каков будет порядок его работы? Кроме того, кто будет являться страхователем? Производитель вагонов? Но он и так по договору в случае гарантийного срока несёт ответственность, которая далее переходит на собственника и ремонтные предприятия.
Тогда в чём здесь логика страхования? И, даже если введут обязательное страхование, остаётся догадываться, насколько вырастет цена на вагон. Ведь он состоит из комплектующих, значит, страховаться должны и их производители, а не только вагоностроители. И в результате это не только ударит по карману покупателя вагонов и его клиентуры – грузовладельцев, но и поставит в неконкурентные условия всё отечественное вагоностроение перед иностранным, на которое этот закон не будет распространяться. При такой абсурдной конструкции законопроекта можно сделать вывод, что он просто не нужен.

Андрей Шлёнский, заместитель генерального директора ОАО «НПК «Уралвагонзавод»:
– По данному законопроекту ещё до конца не понятно, что должны будут страховать наши вагоностроители и вагоноремонтники. Не бывает страховой ответственности на каждом этапе – в любом случае собственники страхуют свою продукцию. Сначала следует подготовить законодательную базу. А просто страхования ответственности не получится. Ещё одна серьёзная проблема на данном этапе – нет органа, который определял бы ответственность сторон при транспортном происшествии и меру их вины. Поэтому определение мер ответственности и возмещение ущерба страховой компанией могут стать проблемой. Следовательно, нужен контролирующий орган. К примеру, Ространснадзор. А это предполагает затраты бюджетных средств – необходим штат сотрудников, которые будут выезжать на место происшествия и легитимно определять степень вины каждого из участников перевозочного процесса – инфраструктуры, предприятия, производителя, собственника вагонов. Данные меры следует произвести до принятия закона, чтобы была возможность его исполнять.

Дмитрий Королев, исполнительный директор СОЖТ:
– Мы уверены, что законодательно должны быть закреплены определение страховых сумм, государственное регулирование тарифов на услуги страховых компаний, порядок подтверждения и выплаты страховых сумм, требования к страховщикам, а также обязательства страховщиков направлять часть страхового фонда на мероприятия по повышению качества. Кроме того, полагаем, что за изготовителем железнодорожного подвижного состава необходимо закрепить обязанность страховать свою гражданскую ответственность за безопасную эксплуатацию подвижного состава на гарантийный срок (но не менее трёх лет). Предприятия, выполняющие плановый вид ремонта подвижного состава, его деталей и запасных частей, необходимо обязать страховать свою ответственность за безопасную и безотцепочную эксплуатацию отремонтированного ими подвижного состава (или его деталей и запасных частей) на срок до следующего планового ремонта. Обязанность страховать ответственность за свою деятельность предприятий, выдающих разрешение на продление срока службы подвижного состава, также необходимо закрепить законом.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30