09 марта 2021 10:15

Бумажные документы доживают последние годы

Эксперимент с ГО «Белорусская железная дорога» (БЧ) на полигоне признан удачным и послужит основой для электронных взаимоотношений с другими перевозчиками.
Эксперимент по обмену электронными накладными СМГС, подписанными электронной цифровой подписью (ЭЦП), проводился на выделенном полигоне между белорусской станцией Центролит и российской Ковдор по перемещению порожних вагонов. В частности, была отработана методика удостоверения электронной цифровой подписи с использованием сервиса «доверенной третьей стороны» (ДТС), что позволило создавать юридически значимые электронные документы.

Основной функцией ДТС является проверка электронной цифровой подписи, сформированной в рамках иностранного правового поля и криптографических стандартов для её проверки в соответствии с законодательством России.

Как сообщила «Гудку» первый заместитель департамента информатизации ОАО «РЖД» Надежда Давыденко, эксперимент оказался удачным, и уже в начале следующего года полигон использования безбумажной технологии будет расширен. В неё включат и гружёные вагоны. «Сейчас мы дополняем электронную накладную СМГС до стандарта бумажной, поскольку на электронную версию стандартов нет, – говорит Надежда Давыденко. – Как только на границе товарные кассиры перестанут оформлять эти документы, сразу сократятся трудозатраты и время на документооборот». В будущем дороги планируют полностью отказаться от использования бумажных документов.

Также в следующем году начнётся эксперимент по внедрению безбумажной технологии перевозок на грузовые рейсы с Казахстаном. Электронная система, которая позволит готовить и заверять электронной подписью СМГС в этой республике, будет готова в декабре. Затем электронный документооборот с РЖД опробуют на полигоне Карталы – Тобол с учётом уже имеющегося белорусского опыта. Комплект документов, обеспечивающих взаимное признание цифровых подписей, должен быть подписан в начале 2014 года.

Высокая степень готовности к введению электронного документооборота есть и между РЖД и «Укрзализныцей». Накладные СМГС передаются в виде электронных документов в формате UN/EDIFACT по каналам сети «Инфосеть-21». При этом взаимодействие базируется на взаимодействии удостоверяющих центров (УЦ) сторон, обмене национальными криптографическими алгоритмами и средствами электронной подписи. Функция УЦ ОАО «РЖД» возложена на удостоверяющий центр ОАО «НИИАС», УЦ «Укрзализныця» – на Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) УЗ.
«Частично по порожним вагонам электронный документооборот с февраля этого года уже введён. Сейчас на вагоны, которые были отправлены из России на Украину и здесь выгружены, «Укрзализныця» оформляет перевозочный документ исключительно в электронном виде. Он передаётся в РЖД и по соответствующей технологии двигается дальше по России, – рассказал «Гудку» директор Главного информационно-вычислительного центра «Укрзализныци» Владимир Мурзин. – Так же происходит и при перевозках порожних украинских вагонов обратно в страну. С гружёными вагонами всё сложнее, существуют проблемы с таможней как с украинской стороны, так и с российской, которые мы надеемся уладить к началу следующего года, для того чтобы применять электронный документооборот для всех типов грузовых вагонов».

Запуск безбумажной технологии по гружёным вагонам будет возможен только после согласования всех вопросов с таможенными органами двух стран, подтверждают и в РЖД.

Сергей Плетнёв
Светлана Кускова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31