15 мая 2021 20:33

Удержать баланс

В этом году ОАО «РЖД», как и большинству отраслей реального сектора экономики, пришлось работать в условиях мирового кризиса и экономической нестабильности, что привело к снижению объёмов погрузки и непосредственно отразилось на финансовом положении компании.
Вадим Михайлов, старший вице-президент ОАО «РЖД»
То, что будет сложно, мы предполагали ещё в конце 2012 года. Своевременно оценили влияние кризисных явлений на экономику компании и проинформировали об этом правительство.

Адекватная оценка позволила нам оперативно приступить к разработке упреждающих антикризисных мер. В основу легло распоряжение ОАО «РЖД» № 2777р, подписанное президентом компании Владимиром Якуниным 29 декабря 2012 года. Уже в начале этого года стало ясно, что вместо ранее запланированного роста объёмов перевозок произойдёт снижение погрузки и грузооборота.

Мы провели два заседания антикризисного комитета ОАО «РЖД», проанализировали положение и в мае доложили о сложившейся ситуации на совете директоров компании, где все наши подходы, направленные на достижение безубыточности, были одобрены.

В программе оптимизации, которую мы предложили, особое внимание уделялось качественному росту производственно-технологических процессов и поиску точек роста внутренней эффективности. Такими мерами для нас стали оптимизация технологических процессов (в первую очередь в перевозках), проведение выверенной ценовой политики, консервация объектов основных фондов, не задействованных в перевозочном процессе.

Приняли мы во внимание и то, что на бюджет холдинга оказала негативное влияние возросшая налоговая нагрузка. В прошлом году на законодательном уровне были приняты решения по росту налога на имущество в связи с постепенной отменой льгот, а также по увеличению размера страховых взносов для отдельных категорий профессий. При этом мы не получили необходимых компенсаций, и возросшие налоговые платежи были профинансированы фактически за счёт роста внутренней эффективности общества.

С учётом всех факторов в мае нам удалось оптимизировать расходы по перевозочным видам деятельности к первоначальному плану, утверждённому советом директоров, на 6,6%.

О значимости и остроте проводимой работы мы также проинформировали руководителей финансово-экономического блока филиалов и ДЗО на нашем ежегодном сетевом совещании, которое прошло в начале октября на Приволжской дороге. Отмечу, что совещание носило деловой и конструктивный характер. Там были приняты конкретные решения по планированию, управлению и совершенствованию работы, которая и должна привести к достижению нужных результатов.

Однако осенью компания столкнулась с дальнейшим падением доходов из-за снижения объёмов и ухудшения структуры перевозимых грузов.

По нашей оценке, в целом за 10 месяцев погрузка снизилась на 3,2% относительно уровня аналогичного периода прошлого года, тарифный грузооборот упал на 2,2%.

В этих условиях за этот период доходы компании от основной деятельности с учётом проведённой индексации тарифов возросли к уровню 2012 года всего на 0,3%. Расходы же по основной деятельности увеличились на 3,6%. В основном повышение расходов связано с ростом налоговых платежей, затрат на оплату труда, а также с ростом цен в промышленности.

Практически застывшие на уровне прошлого года доходы при хоть и небольшом, но росте затрат потребовали от нас реализации мер по соответствующему снижению расходов IV квартала, то есть в целом по году с учётом оптимизации IV квартала мы снизим расходы на 7,9% к первоначальному плану. Это очень значительная цифра. А в РЖД исходя из специфики отрасли очень велика доля постоянных затрат, которая не зависит от уровня перевозок.

Нам пришлось пойти на дальнейшее уменьшение финансирования капитального ремонта, материальных затрат и усилить меры по экономии топливно-энергетических ресурсов.

Отдельно хочу обратить внимание, что одним из направлений оптимизации стали и непопулярные меры по снижению затрат на оплату труда. Эта статья расходов у нас самая значительная. Я говорю о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы в количестве не менее трёх дней в каждом месяце до конца года.

Данная мера применяется к работникам аппарата управления, да и то за исключением тех, кто связан с обеспечением непрерывного производственного процесса. Хочу подчеркнуть, что для нас это стало вынужденной и крайней мерой, которая будет сразу отменена при достижении финансовой стабильности.

Введению данных мер предшествовал целый ряд встреч и совещаний. При этом вопросы сохранения кадрового потенциала для РЖД всегда были и остаются приоритетными, несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, все социальные обязательства перед работниками выполнялись и будут выполняться в полном объёме.

Так, за 10 месяцев обеспечен рост среднемесячной заработной платы работников компании на 10,2% к аналогичному периоду прошлого года. Её уровень составил 38875 руб., а на перевозочных видах деятельности – 39374 руб. В реальном выражении зарплата возросла на 2,9%. (Более подробно об этом глава компании Владимир Якунин рассказал на встрече с Президентом Владимиром Путиным. Материал на стр. 2. – Ред.)

В следующем году ситуация будет не менее напряжённой. Правительство для поддержки экономики приняло решение о замораживании уровня тарифов на услуги естественных монополий. Поэтому мы вынуждены были в очередной раз искать источники для дальнейшего повышения эффективности. Очевидно, что в этих условиях для обеспечения финансово-экономической сбалансированности придётся предпринять не только существенные усилия по дальнейшему сокращению издержек, но и серьёзные шаги для увеличения доходных поступлений в бюджет компании.

14 ноября 2013 года состоялось заседание Правительства РФ по вопросу инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов. Там в целом были одобрены меры, предложенные компанией по достижению безубыточности: это и дальнейшее сокращение издержек, и восстановление резервов по сомнительным долгам за счёт проведения судебной работы по взысканию задолженности за услуги инфраструктуры, оказанные пригородным пассажирским компаниям в 2011–2013 годах. Также рассматривалась возможная индексация тарифов для нефтеналивных грузов по отдельным направлениям.

Крайне важно, что правительство приняло решение о государственной поддержке ОАО «РЖД». Из федерального бюджета компания получит 26 млрд руб. прямой субсидии. Она не только обеспечит покрытие операционного убытка, но и будет сигналом для наших инвесторов и рейтинговых агентств о поддержке компании со стороны государства.

Помимо достижения операционной безубыточности, это позволит сформировать среднесрочную инвестиционную программу компании в первоначальном объёме и даст возможность сохранить концепцию долгосрочного тарифного регулирования в следующем году, поскольку финансовая поддержка отчасти компенсирует нам отсутствие индексации.

При этом наибольший приоритет в инвестиционном бюджете в ближайшие годы получат проекты, связанные с выполнением поручений Президента и Правительства РФ и финансируемые частично за счёт государственных средств.

Основной проект – это развитие БАМа и Транссиба, работу над которым РЖД начали ещё в 2011 году, общий размер государственной поддержки на предстоящие 4 года составит порядка 260 млрд руб.

Уверен, что, даже несмотря на сложное финансовое положение, в следующем году компания всё равно будет развиваться, нам предстоит сохранить кадровый потенциал и обеспечить безопасность перевозочного процесса. Мы будем гибко и оперативно реагировать на изменения внешней среды, сокращая или восстанавливая расходы в зависимости от финансовых возможностей.

Для этого нами уже сформирована и последовательно реализуется выверенная политика эффективного управления затратами и строгая бюджетная дисциплина.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30