27 февраля 2021 22:08

Пессимизм грузовладельцев связан с ситуацией в экономике

Сложившаяся в последние месяцы устойчивая тенденция к постепенному снижению Индекса качества может быть объяснена двумя основными причинами: тревожными процессами в экономике страны, а также разбалансированностью подсистем железнодорожного транспорта.
Юрий Соколов, профессор кафедры «Экономика и управление на транспорте» МИИТа, д.э.н.
Конкретные механизмы взаимного влияния уровня качества и кризисных явлений в экономике в принципе требуют отдельного исследования. Однако можно отметить хотя бы психологическую составляющую: общий пессимизм в оценке макроэкономической ситуации грузовладельцами влияет также на восприятие ими уровня качества услуг железнодорожного транспорта.

Стоит отметить также нелогичность наблюдаемой картины: в условиях уменьшения погрузки качество, наоборот, должно расти как по естественным причинам (падение объёмов перевозок ведёт к высвобождению дефицитных ресурсов), так и в результате целенаправленной работы железнодорожных компаний по стимулированию спроса в условиях ужесточения конкурентной борьбы за клиента (в том числе и с альтернативными видами транспорта).

Но разбалансированность подсистем железнодорожного транспорта (а это прежде всего профицит вагонного парка при одновременном дефиците локомотивов и инфраструктуры), очевидно, является основной причиной снижения Индекса. В пользу этого говорит тот факт, что среди частных показателей качества устойчивую тенденцию к сокращению имеют оценки по следующим критериям: «Наличие вагонов» (минус 12 пунктов с высшей точки этого года, достигнутой в марте); «Передача вагонов под погрузку/выгрузку по графику (минус 10 пунктов с июня); «Соблюдение сроков доставки» (минус 19 пунктов с апреля); «Оценка нормативных сроков доставки» (минус 9 пунктов с марта); «Полнота удовлетворения спроса» (минус 10 пунктов с марта). Как видно, сокращение по перечисленным показателям шло не одномоментно, а в течение нескольких месяцев (в марте – июне). Но именно они являются лучшими индикаторами наличия указанной выше проблемы разбалансировки. При этом другие показатели остаются неизменными (например, «Техническое состояние вагонов») или прибавляют («Перевозки «от двери до двери»).

Рост ставок у ряда операторов внушает опасения о дальнейшем снижении Индекса качества. Вместе с тем в сентябре удовлетворённость грузовладельцев стоимостью оказываемых услуг впервые после нескольких месяцев падения показала положительную динамику. А это даёт повод для некоторого оптимизма.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28