21 июня 2021 01:15

Зависит от аппетита

На недавнем заседании кабинета министров председатель президиума СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Сергей Мальцев предложил дополнить инвестпрограмму РЖД частными инвестициями. В частности, он высказался за объявление публичной оферты на долгосрочный операционный лизинг частных локомотивов. С одной стороны, это не увеличит долговую нагрузку на компанию, с другой – даст возможность включить дополнительные ресурсы в обновление тягового подвижного состава.

Собственно говоря, уже давно ничто не мешает любому частному инвестору, договорившись с РЖД, купить локомотивы, отдать их железнодорожникам и получать за это арендные платежи. Однако пока таким образом на сети работает десяток машин, да и то не новых. Так что механизм есть, он отработан, с гарантиями проблем нет. А вот почему при потребностях компании в тысячах новых локомотивов частные инвесторы не выстраиваются в очередь – вопрос другой. Тут, как пояснил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, всё зависит от аппетита. С предложениями приходят те, кто хочет окупить свои инвестиции за 4–5 лет. Между тем расчётный срок работы современного локомотива 25–30 лет, поэтому компания может предложить только долгосрочные инвестиции – не менее 15–20 лет, которые предполагают гораздо меньший размер ежегодного платежа. Но абсолютному большинству, это, как видно, неинтересно. Так что и смысла объявлять публичную оферту, скорее всего, нет.

Однако, исходя из информации СОЖТ, которая была распространена после заседания правительства, явствует, что речь идёт всё-таки именно о превращении частных операторов в перевозчиков и допуске их на сеть не только в рамках эксперимента, но и вообще на любые рентабельные для них маршруты. Между тем Boston Consulting Group недавно подсчитала, что в случае отделения инфраструктуры от перевозок доходная база РЖД к 2030 году снизится на 24%, а операционный денежный поток на 20%. Конечно, если даже часть этих огромных средств перейдёт в форме лизинговых платежей частным компаниям, то локомотивы окупятся быстро. Но кто и из каких источников в этом случае будет вкладываться в развитие инфраструктуры на малорентабельных направлениях, которых на сети большинство, – на этот вопрос пока не могут дать ответа ни в Совете операторов, ни даже в правительстве.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30