08 декабря 2021 16:34

Мудрость не только в эрудиции

Юрий Грымов убеждён, что основа всего, в том числе и бизнеса, и политики, – культура

Известный режиссёр Юрий Грымов поставил в Российском молодёжном театре – РАМТе – спектакль по нашумевшему роману американца Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».
Это история о том, как молодой человек с задержкой развития добровольно участвует в эксперименте по улучшению его интеллекта.

– Юрий, вы называете свой премьерный спектакль библейской историей. Почему?
– Наш спектакль не о достижениях науки. Я максимально отошёл от этой части сюжетной линии, а увидел эту историю живой и человечной и поэтому абсолютно библейской, она – про людей и вне времени. Наш спектакль о первозданном Адаме, которому сказали: «Теперь ты умный, но можешь ли ты одним умом быть интересным, можешь ли ты вписаться в общество, можешь ли ты испытывать такие же чувства, какие испытывает обычный человек?» Ведь этот парень Чарли в результате научного эксперимента становится умнее учёных, которые провели над ним эксперимент.
Но оказывается, что просто интеллекта недостаточно, нужна душа. В моём кругу много эрудированных людей, но среди них есть такие, с которыми трудно разговаривать. И в то же время я знаю очень интересных невежд. Для мудрости, наполненности человека не столь важна эрудиция.

– Тема вмешательства в Божий замысел, которая затрагивается в вашем спектакле, созвучна бурно обсуждаемой нынче теме суррогатного материнства.
– Суррогатное материнство – сложный вопрос. Ужасно, если вдруг вынашивание плода у чужой женщины станет не актом спасения для женщин, которые не могут родить по состоянию здоровья, а разновидностью воспроизводства людей. Это грань нравственного разврата. Когда какая-нибудь девушка в свои 25 лет не захочет вынашивать ребёнка из-за того, что у неё испортится фигура, да и вообще выносить ребёнка – не самое лёгкое занятие, а гораздо легче приобрести «контейнер» в виде человека, – это нравственная катастрофа.

– А что особенно тревожно для вас в нашей сегодняшней жизни?
– У нас сбились нравственные ориентиры, основополагающие нормы человеческой жизни попираются. Это случилось не сегодня, это случилось давно. В 1992 году случайно мы заметили, что той страны, в которой мы привыкли жить, уже не существует. Тогда и началось: деньги любой ценой, карьера должна быть успешной, и не важно, на чём и как ты эту карьеру строишь. Беда в том, что власти публично заявляют о том, что люди должны жить хорошо, а одной рукой зарплаты поднимают минимально, а другой – максимально увеличивают тарифы ЖКХ. И так далее...
Но самое печальное для меня в том, что в последние двадцать лет никто и не собирается сформировать наш стержень – культуру и сплачивать вокруг неё наших людей. Все те межнациональные розни, которые у нас вспыхивают, показывают, что людей можно объединять только через культуру. А значение культуры в нашем обществе утратилось, к ней относятся потребительски. За эти годы у нас сформировалось общество потребления и соответствующее отношение к культуре. Мало кто понимает, что культура – основа всего, и бизнеса, и политики в том числе.

– Что надо сделать, чтобы общество сплотилось не вокруг экономики, а вокруг культуры?
– Должна быть воля государства.

– Только лишь?
– Да. То, что, к примеру, произошло на Болотной площади, – это очень хорошо. Почему? Потому что большинство тех людей, которые тогда вышли на митинг, не собирались прийти к власти. Они хотели обратить на себя внимание правительства, чтобы их услышали. Я ходил на Болотную и видел этих людей. Поверьте, это не какие-то карьеристы или политически оголтелые люди. Они просто захотели, чтобы государство их услышало. И их услышали. И это единственная тенденция сегодня, которая меня радует.
И нам надо всё-таки ответить на главный вопрос: кто мы такие? А все ответы есть в культуре.

– Вы согласны, когда наше общество разделяют на тех, кто вышел на Болотную, и тех, кто оказался на Манежной?
– Я противник всяческих разделений. Просто есть люди, которые переживают за судьбу России. И, между прочим, это те люди, которые говорят правду. На площади они это говорят или в эфире, у своего подъезда, не так важно, где. Главное, что они это делают искренне и правдиво.

– Вы подчёркиваете, что миссия телеканала «Дождь», где вы работаете продюсером, – формирование полноценного гражданского общества.
– Да, перед нами, и не только перед нами, стоит ответственная задача: объединять людей думающих, ищущих, переживающих за нашу родину.
Надо понимать, что ничего не случится в одночасье, надо над этим работать, причём не только силами одного телеканала «Дождь». Должно быть много телеканалов. Например, канал «Спас» мог бы быть гораздо ярче и интереснее. Есть такой ресурс, как православный телеканал. В своё время у меня была идея открыть свой канал «Рублёв», но очень сложно было организовать финансирование.

– Вам важно, чтобы телеканал был православным?
– Да, но это не значит, что там целый день люди должны молиться. Я человек верующий, и меня окружают верующие люди. Но я считаю, что задача церкви –
сплотить людей вокруг этого стержня – веры. К слову сказать, в церкви культурный аспект очень широкий. Вера – она же и есть преемственность.

– А что должно делать телевидение, чтобы формировать гражданское общество?
– Прежде всего говорить правду о том, что происходит в обществе. Не надо бояться правительства, надо вызывать чиновников на откровенный разговор. Среди них есть очень приличные люди, и они пытаются что-то изменить. И обратная связь с народом им необходима.
Конечно, коррупционерам на руку, чтобы наше общество было глуповато и послушно. Есть же совершенно мерзопакостные каналы, которые эксплуатируют совершенно низменные чувства людей и на них играют. Они имеют большие рейтинги, потому что у них нет альтернативы. Но мы же не можем заставить их измениться. Мы в силах только что-то им противопоставить в виде таких каналов, которые несут что-то другое.

– У нас любят говорить о том, что у России свой путь. А мы действительно другие или просто отстаём от других?
– Ни в коем случае не надо себя ни с кем сравнивать – хуже мы или лучше американцев или китайцев. Часто бывает: появляется в России красивая актриса, и к ней тут же припечатывают: «Вы знаете, ох... так это русская Бриджит Бордо!» Почему? Она русская, со своим именем. Не должно быть у нас комплекса постоянного заискивания перед Западом. У нас у самих тяжёлая, но богатейшая судьба, и постоянное «закашивание» в ту сторону мне уже невыносимо. Мы, к сожалению, проиграли «холодную войну» и на территории творчества, шоу-бизнеса, – это печально.

– То есть американцы своим поп-искусством завоевали нас окончательно?
– Я считаю, что да. Нашего национального кино уже практически нет и не будет в ближайшее время. Как сейчас установлено: если снимается русский фильм, то он обязательно должен быть похож на американский. С музыкой видите, что происходит. А нам пора начать заниматься собой. Я, в частности, предлагаю государству уделить особое внимание проблемам детских фильмов. Это важно. Потому что ребёнок с пяти до двенадцати лет способен легко воспринимать информацию.

– Кстати, вы хотели снимать фильм для детей по известному роману «Поллианна».
– Получить грант на финансирование детского кино невозможно. Я устал уже на эту тему говорить. Поэтому и не снимаю кино, а ставлю спектакли в театре, поэтому работаю на телеканале. У нас в кино как поставлено: министр культуры будет выбирать темы для фильмов, на их съёмки будут назначаться любимые режиссёры, и на это найдутся финансы. Но это не будет иметь отношения к индустрии национального кино. Это фильмы по заявкам.
Существует очень серьёзное лобби, которое продвигает свои законы о киноиндустрии. Мы находимся под сильным прессингом американской системы координат в кино. У американцев в этой области очень сильная внешняя политика. А мы в ответ ничего не можем сделать.

– Вот вы говорите, что американцы нас завоевали, но сами поставили спектакль по американскому бестселлеру Дэниела Киза.
– Да, но я же не предлагаю снова возвести между нашими народами железный занавес. Мы должны знать, что происходит в мире. Мой спектакль как раз о толерантности, чего нам сегодня так всем не хватает. Мы часто бываем несдержанными по отношению к другому человеку. Я как раз не сторонник закрываться друг от друга. И я был против того, что в избранных 100 картинах для просмотра школьниками не оказалось ни одного иностранного фильма. Надо было, конечно же, отобрать и зарубежную классику, чтобы учащиеся увидели, какого высокого уровня может быть кино. Тогда тот ширпотреб, который сегодня в основном идёт в кинотеатрах, они бы уже просто не могли смотреть.

– Вы предлагали ввести в школьную программу изучение кино. Почему для вас это так важно? – Я считаю, что выше кино находится литература – по свободе домысливания, по умственной работе читателя. Не каждая семья может привить своим детям любовь к чтению – это большой труд. Кино же развивает многие качества, и через него можно многое передать. И это могло бы стать популярным предметом, таким, например, как урок пения. Но это большая программа, которую должно написать Министерство образования. И жалко, что они сделали не уроки кино, а выбрали эти 100 фильмов. И по этому выбору у меня тоже есть вопросы. Я, к примеру, не представляю, как нынешние подростки будут смотреть, например, «Чапаева» (1934 г.) или «Мать» (1926 г.).

– Главный редактор одной из столичных газет недавно предложила журналистам объединиться в Союз патриотических сил. На мой взгляд, такие заявления во всеуслышание о своей любви к родине как-то противоестественны, это всё равно, что всем рассказывать о том, как ты любишь какого-то конкретного человека, это, мне кажется, слишком интимная вещь...
– У нас есть Конституция, это закон, по которому живёт современное общество. Есть закон Божий, по которому человек живёт в мире с самим собой и окружающим его миром. И человек сам уже должен выбирать – соблюдать ему закон или нарушать. Создание каких-то новых контрольных органов или вот таких вот союзов о любви ничего хорошего не даст. Просто нужно поднимать уровень нравственности и следить за исполнением законов, чтобы у нас работали суды и чтобы законы применялись не избирательно, а ко всем.

Беседовала Елена Алексеева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31