23 июня 2021 12:17

Соседи за стеклом

Прозрачная перегородка не мешает представителям двух стран работать сообща

Через китайскую станцию Маньчжурия, на которой трудятся и забайкальские железнодорожники, из России в Китай идут поезда с лесом, рудой, углем, удобрениями и прочим грузом. А в обратном направлении – со стройматериалами, химикатами, оборудованием, чёрными металлами, продовольствием и товарами народного потребления.
По данным за 10 месяцев этого года, объём грузоперевозок из РФ в КНР через международный пункт пропуска Забайкальск составил 14 млн тонн – на 3,8% больше, чем за аналогичный период 2012 года.

От китайских коллег на пункте передачи грузов на станции Маньчжурия работников Забайкальской дороги отделяет лишь стеклянная перегородка. Но она не мешает слаженной работе и тёплым добрососедским отношениям.
«Здесь мы обрабатываем документы, передаём груз в Китай, – рассказывает старший агент по передаче грузов пункта на станции Маньчжурия Елена Кузнецова. – Ежегодно на международном совещании составляется протокол, где указаны номенклатура и объёмы передаваемых грузов. А на пограничных комиссиях согласовывается расписание движения грузовых поездов».

Из России в Китай поездов с грузом идёт больше. По упомянутому соглашению, ежесуточно в Поднебесную отправляют до 20 российских поездов с экспортным грузом, а принимают с импортной продукцией не более пяти.
«По прибытии экспортного поезда документы на груз доставляют в контору, мы их готовим к передаче китайским коллегам, после чего они принимают груз в приёмо-отправочном парке», – рассказывает Елена Кузнецова.

Сверху, из большого окна пункта передачи грузов, открывается вид на множество путей: и свободных, и занятых. Елена поясняет: «Это парк, в котором работают китайские железнодорожники. А наши приёмосдатчики трудятся в западном парке станции. Там 12 путей, на которые прибывают чётные поезда и где формируются порожние составы».

Задача работников пункта – оперативно оформить прибывший поезд, подготовить документы на порожний состав для скорейшего отправления поезда в Россию.

На пункте посменно, в режиме нон-стоп, трудятся четыре приёмосдатчика, переводчик, оператор и агент. Ещё один приёмосдатчик досматривает поезда в западном парке, кроме того, работает смена вагонников. Все живут в пограничном посёлке Забайкальск и каждый рабочий день – утром и вечером – пересекают российско-китайскую границу.

Из дома на работу и обратно добираются служебным автобусом, на котором написано по-русски и по-китайски, что это транспорт смены РЖД. Смены пересекают границу по служебным удостоверениям личности с правом нахождения только в пределах станции Маньчжурия.

Каково это – трудиться пусть и недалеко от Родины, но в другой стране? Одна из приёмосдатчиц улыбается в ответ на вопрос: «Да мы уже привыкли, даже нравится».

Конечно, в работе с коллегами из Поднебесной есть свои тонкости, но особых затруднений не возникает, в том числе из-за языкового барьера. «Всё не так сложно, механизм работы отлажен за долгие годы. К тому же всегда есть переводчики», – говорит Елена Кузнецова.
«Через наши руки проходят все документы: на порожние вагоны, коммерческие акты на все грузы, на недостачу, неисправности и так далее, – перечисляет переводчик Ирина Урыбина. – Ну и, конечно, обеспечиваем общение работников смены с обеих сторон». Когда из России прибывает грузовой поезд, приёмосдатчики обрабатывают международные накладные на каждый вагон, переводчики их переводят, и бумаги передаются китайской стороне. То же касается и порожних составов.
«На каждый поезд предъявляется 50–60 документов, которые нужно перевести. Так что работа интенсивная», – рассказывает Ирина Урыбина.

За прозрачной перегородкой сосредоточенно работают китайцы. Стекло совсем не мешает продуктивному сотрудничеству и даже дружеским взаимоотношениям.
«Мы работаем без выходных, без праздников, китайские коллеги тоже. И у нас есть добрая традиция: на Новый год – и наш, и китайский – мы их поздравляем, дарим российские конфеты, которые они очень любят. А на свой Новый год они нам дарят подарки», – улыбается переводчица.

Отлично понимают друг друга и вагонники. Для них важно знание не столько языка, сколько своего ремесла.
«На этом участке проходит приём-передача вагонов, – проводит экскурсию мастер ПТО парка станции Маньчжурия Александр Шепелев. – Мы осматриваем прибывший из России подвижной состав, передаём китайской стороне, а также принимаем обратно. По работе общаемся с коллегами через переводчиков. Бывает, фотографируем неисправность, покажем им, а они переведут, как она называется по-китайски».

Сергей Донцов,
соб. корр. «Гудка»
Маньчжурия – Чита


Справка «Гудка»
Маньчжурия (по-китайски Манчжоули) – город в КНР, в автономном районе Внутренняя Монголия. До границы с Россией по железной дороге более 9 км.
Своим появлением Маньчжурия обязана Великой Сибирской железной дороге, последнее звено которой – Китайско-Восточную магистраль (КВЖД) – в 1896 году решили строить через Китай.
Станция Маньчжурия построена в 1900 году, в постоянную эксплуатацию сдана в 1901-м, а первые десять лет находилась в ведении ЗабЖД. Здесь было паровозное депо, стоял военный гарнизон, селились купцы, чиновники, появились медицинские и учебные заведения.
Маньчжурия – важный пограничный и таможенный пункт с крупным грузовым железнодорожным терминалом и пассажирским вокзалом. Переход Маньчжурия – Забайкальск связывает Биньчжоускую железную дорогу с Забайкальской. Через Маньчжурию проходят грузовые и пассажирские поезда: Пекин – Москва, Чита – Маньчжурия и другие.
В условиях растущего объёма перевозок внешнеторговых грузов из РФ станция динамично развивается. В частности, здесь построены два приёмо-отправочных парка колеи 1520 мм и колеи 1435 мм, нефтеперегрузочные и лесоперегрузочный комплексы, крытая площадка для выгрузки минеральных удобрений, контейнерный терминал, универсальные перегрузочные места для насыпных и лесных грузов.
Для увеличения пропускной способности поездов колеи 1520 мм на перегоне Забайкальск – Маньчжурия открыты раздельный пункт для беспрепятственного пропуска более 20 пар поездов и второй путь на перегоне Забайкальск – Маньчжурия.
Станция пока не электрифицирована, её реконструкция продолжается.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30