13 мая 2021 02:20

Фантастика для реалистов

Жюль Верн смело прогнозировал в своих романах будущее

В течение полутора веков публикаций произведений Жюля Верна подтверждается его пророческий дар. Возможно, реализацию его идей ещё придётся наблюдать.
Напечатав первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» в 1863 году, он из года в год смело прогнозировал будущее: акваланги, телевидение, самолёты, вертолёты, полёты в космос… Всё это обрело жизнь на страницах сочинений Жюля Верна ещё в XIX веке. Даже Эйфелева башня возникла в его произведении на четверть века раньше, чем реально появилась в Париже.

Его предвидения иногда носили и катастрофический, в буквальном смысле этого слова, характер. В 1914 году железнодорожная компания «Миссури, Канзас и Техас» решила избавиться от списанных вагонов, организовав «спектакль-катастрофу». Навстречу друг другу вышли два поезда, гружённые горючим. У насыпи, для верности, закопали несколько бомб. Машинисты разогнали паровозы и спрыгнули, раздался оглушительный взрыв. Результат оказался нешуточным: два человека погибли и десятки были ранены. Но организаторы были довольны: только на продаже билетов к месту «спектакля» они выручили вдвое больше, чем получили бы, сдав вагоны на металлолом.

Эту ситуацию ещё в 1889 году моделировал Жюль Верн в малоизвестном романе «Завещание чудака». Некий миллионер завещает своё состояние тому, кто первым, совершив путешествие по Соединённым Штатам, достигнет определённого пункта. Пережить «катастрофу понарошку» выпадает репортёру Гарри: «Гарри Кэмбл посмотрел в маленькое окошко, находившееся в передней стенке вагона... Внезапно из его груди вырвался крик безумного ужаса... По той же самой линии, на расстоянии менее четверти мили, показался другой поезд, шедший навстречу первому и тоже мчавшийся с головокружительной быстротой! …Раздался оглушительный взрыв, и остатки двух паровозных котлов взлетели высоко в воздух. Тогда к грохоту и шуму взрыва присоединились громкие «ура» и крики нескольких тысяч людей, толпившихся по обеим сторонам железнодорожного пути. То были любопытствующие зрители… Так произошло открытие железнодорожного пути между Медари и Сиу-Фолс-Сити».

Жюль Верн много путешествовал, впечатления от поездок переносил в романы. Впрочем, это вовсе не мешало Жюлю Верну писать о местах, где он никогда не бывал. Так, он никогда не был в России. Тем не менее там – полностью или частично – происходят действия девяти его романов. На написание «железнодорожной саги» его также сподвиг не собственный опыт, а рассказы и снимки друга, известного французского фотографа Феликса Турнашона, более известного как Надар. Он сделал первую в мире фотографию с воздуха, поднявшись над Парижем на воздушном шаре. В 1890 году Надар отправился в путешествие «из Турции в Туркестан». Результатом поездки стали 1200 негативов (один из первых больших репортажей в истории фотографии) и… роман Жюля Верна «Клодиус Бомбарнак». Его герой, журналист, получает задание редакции описать путешествие по Большой Трансазиатской магистрали из России в Пекин. Будучи точным в деталях, мастер, не мелочась, связал две существующие на тот момент железные дороги – Закаспийскую и Китайскую и в 1892 году создал свою – Трансазиатскую.

Что ж, через век и 20 лет, весной 2012 года, министерство транспорта и коммуникаций Киргизии и Китайская корпорация по строительству подписали договор о сотрудничестве: в срок не более года будет проведено технико-экономическое обоснование проекта строительства железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. Реализация проекта откроет ещё один транспортный коридор: Китай – Европа.

Мораль проста: хотите прослыть новатором и создать что-то ещё не существующее в нашем технически переоснащённом мире – читайте Жюля Верна.

Мария Анисимова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30