07 марта 2021 06:04

Не став ни балериной, ни артисткой кино, она посвятила себя дороге, где не скучала ни одного дня

«Человек чем интересен? Тем, что он может свои эмоции показать. Я, например, люблю восторгаться», – говорит председатель Межрегионального совета ветеранов ОАО «ФПК» Надежда Петрикевич. Жизнелюбия и оптимизма у этой женщины не отнять. Потому и все дела  в радость.
Как признаётся Надежда Михайловна, даже ребёнком она была гиперактивной.
– Всё время с ссадинами да с синяками ходила, – смеётся моя собеседница.

Родилась она в Тульской области, в городе Новомосковске. Но прожила там, как сама говорит, несознательную часть жизни. А потом отца направили в Наро-Фоминск трудиться начальником пожарной охраны.
– Городок был маленький, вспоминается лето, речка, куда мама отправляла сковороду мыть, а я её тёрла так, что она белела. Там же училась с первого по восьмой класс.

Закончив среднюю школу, решила пойти в вечернюю, параллельно устроиться на работу. Про железную дорогу слышала с самого детства – в юности мама работала телеграфистом в Орле. Дядя тоже трудился на «железке», путейцем на станции Огарёво, что между Тулой и Орлом.
– Мама часто отправляла нас к нему на лето. Там станция, разъезд и два домика. Однажды пришло в голову, что тяжеловато тащить велосипед со второго этажа. Недолго думая, решила спуститься с лестницы на велосипеде, – улыбается Надежда Михайловна.

12 апреля 1961 года запомнилось особенно. Когда по радио объявили, что человек полетел в космос, юной Наде казалось, что узнала об этом только она. Живущая на втором этаже, она открыла форточку и начала кричать: «Люди! Человек в космосе!» Все смотрели с недоумением, хоть и с пониманием – не каждый день такие события происходят.
– А у меня всю жизнь так: если я что-то знаю, надо всем рассказать. Мама всегда говорила: когда тяжело и плохо, иди к людям, иди к друзьям, – говорит Надежда Михайловна.

Пока пыталась определиться с будущей профессией, Надежда успела поработать в детском саду, рулетчицей в бюро технической инвентаризации и даже закончить курсы операторов газовых котельных.
– Так получилось, что сентябрь был на носу, а я всё думала, куда же пойти: в балерины или в артистки, – иронизирует Надежда Михайловна. – Всегда хотела быть архитектором или следователем. Но пришёл двоюродный брат и сообщил, что в железнодорожном техникуме недобор. Взяла документы, в тот же день устроили мне экзамены и приняли.

Специализация – вагонное хозяйство. Романтики хлебнула ещё во время практики: сначала в электроцехе два месяца работала, затем проводником.

Первое место работы – вагонное депо Москва-Киевское. В отделе кадров Надежда спросила, какие есть вакансии. Ей ответили: снабженец.
– Работа, сказали, за которую бьют всех, потому что запчастей не хватает. Зарплата 80 рублей. Ну я и согласилась.

После стипендии в 20 рублей такое жалованье показалось огромным. Окунулась в деповской быт. А потом и с мужем будущим в том же депо познакомилась.
– Наверное, это он меня выбрал. По пятам ходил. Провожал домой после работы, в депо, куда ни пойдёшь – везде он навстречу. Отец и брат его тоже с нами работали, со всей семьёй сразу и познакомилась. А потом и расписались.

Когда Надежда вышла из декрета, место снабженца было уже занято. Сначала пошла в бухгалтерию, а потом освободилось место техника в электроцехе. И этот цех стал для Надежды Михайловны родным – там она проработала 20 лет.

Общественная работа началась с профкома, где она заведовала культмассовым сектором, затем стала казначеем комитета, ну а впоследствии и председателем.

Четыре года назад, казалось бы, ушла на заслуженный отдых. Но два года спустя раздался звонок: предложили поработать. Так стала главой совета ветеранов.
– Все вот говорят, дома скучно. А мне скучно не бывает. Со всеми общалась, знала, чем родная железная дорога дышит – все друзья ведь железнодорожники. Даже с мужем разговоры были: по дороге домой – о работе, дома – о работе, даже на работе о работе.

Энергия и активность – её неизменные спутники. Говорит, сколько работала, железнодорожный билет постоянно использовала.
– Спросите, где я не была, – задумчиво начинает рассказ Надежда Михайловна. – Последний пример: года два назад звонит приятельница и спрашивает, где я. А я в это время на даче была. Подруга мне говорит: собирайся, сегодня вечером едем в Великий Новгород. Спонтанно часто случалось путешествовать и по другим странам. По молодости думала, как же там хорошо, а сейчас понимаю: лучше, чем у нас, нигде нет!

А недавно Надежда Михайловна разыскала подругу, с которой училась до восьмого класса. Из данных был только старый адрес в Санкт-Петербурге. Просто взяла и поехала.
– На дороге можно всю жизнь проработать, но так и не стать железнодорожником, – рассуждает моя собеседница. – Первая ступень к этому – это радость от той работы, что выполняешь. Вторая – гордость за своё предприятие. А третья – гордость за всю отрасль. Только тогда человек может считаться железнодорожником. Я эти стадии все прошла!

Наталья Савельева


Справка «Гудка»
На полосе «Забота» «Гудок» рассказывает о событиях и проблемах, волнующих ветеранов отрасли, их увлечениях и идеях, знаковых биографиях и судьбах корифеев железнодорожного транспорта.
Ваши рассказы, сообщения и истории принимаются по адресу: 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 38/2, стр. 3, а также на адрес электронной почты: gudok@css-rzd.ru
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31