26 февраля 2021 18:01

Подальше от горы

Станцию отодвинули от лавиноопасного склона Кузнецкого Алатау

Горловина станции Лужба перенесена на 9 м в сторону от скального прижима. Полностью демонтированы и вновь установлены на новом земляном полотне два пути со всей инфраструктурой: стрелочными переводами, опорами контактной сети, светофорами, устройствами СЦБ и кабелем.
Операция проводилась в два «окна» по несколько дней каждое. Во время переноса одного пути поезда пропускали по соседнему. Пойти на переустройство станции железнодорожников заставила многолетняя борьба с природой, которая велась с переменным успехом.
«Станция Лужба расположена у подножья Кузнецкого Алатау на границе Хакасии и Кемеровской области, – рассказал главный инженер службы пути Красноярской дирекции инфраструктуры Александр Шаталов. – Это одна из самых снегозаносимых и лавиноопасных станций не только на Красноярской магистрали, но и на всей сети. Зимой высота снежного покрова на горных склонах достигает 3,5 м».

Всего на Красноярской 25 лавиноопасных участков, все они расположены на перегонах Теба – Лужба, Лужба – Чарыш и Чульжан – Бельсу. Для предотвращения схода лавин на горных склонах установлены противолавинные заграждения и кольктафели, а вдоль железнодорожного полотна устроены снегоулавливающие пазухи. В прошлом году году на участке начала работу противолавинная станция. Но, по словам Александра Шаталова, не все методы, с успехом применяемые на других опасных участках, реализуемы на станции Лужба. В частности, на практически вертикальной скале, нависающей над горловиной станции, невозможно установить противолавинные сетки.
«По этой причине в случае схода снежных окатов снег засыпает оба пути сразу, а на перегоне Теба – Лужба практически всю зиму действует ограничение скорости, чтобы при необходимости поезд мог быстро остановиться», – объяснил главный инженер службы пути.

Чтобы надёжно обезопасить станцию, было решено передвинуть пути на безопасное расстояние от горного склона. Работам предшествовала подготовка.
«В течение года наращивали километровый участок берега реки Томи. На отсыпку пошло 40 тыс. куб. м скального грунта. В результате береговая зона стала шире на 9 м. На месте прежнего пути мы углубили снегоулавливающие пазухи, в которые будут попадать снежные окаты. Железнодорожному полотну снег уже не грозит», – рассказал заместитель начальника КрЖД по Абаканскому региону Владимир Саулич, подчеркнув, что это позволит в полной мере обеспечить безопасность пассажирского и грузового движения.

Елена Пасечник,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск


Справка «Гудка»
Перегоны Чульжан – Бельсу, Бельсу – Теба, Теба – Лужба и Лужба – Чарыш находятся на участке Междуреченск – Тайшет южного хода Красноярской магистрали. Спроектированные и построенные в 1960-е годы, они пролегают по узкому подножью скальных отрогов Кузнецкого Алатау. Пути на этом перегоне с одной стороны зажаты отвесными скалами, а с другой – своенравной рекой Томью. Здесь настолько узко, что, когда несколько лет назад на перегоне Чульжан – Бельсу лавина снесла в реку локомотив движущегося грузового поезда, прибывший для его подъёма кран не смог развернуться – железнодорожникам пришлось долбить скалу, чтобы освободить пространство для работы восстановительной техники.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28