28 февраля 2021 15:44

Прогноз упадка

Минэкономразвития пересмотрело свой прогноз социально-экономического развития России до 2030 года, взяв за основу консервативный сценарий. Средний рост ВВП на ближайшие 16 лет теперь определён в 2,5% против 4,3% ранее, и это ниже общемирового тренда. По-новому предполагается подходить и к индексации тарифов естественных монополий. Для РЖД, к примеру, тарифы предполагается повышать в соответствии с инфляцией. В 2015 году это будет 4,8%, и затем до 2030 года показатели плавно спускаются к 1,8%. Объясняется это заботой о конкурентоспособности российского бизнеса. Однако как тогда ОАО «РЖД» будет финансировать развитие магистральной сети, которая уже сейчас испытывает значительные перегрузки, непонятно.

В ближайшее время долговая нагрузка у компании достигнет соотношения 2,5 к EBITDA, и далее так же активно заимствовать средства будет уже нельзя. И Фонд национального благосостояния тоже уже распределён, а перспектива его пополнения под вопросом. Что интересно, министр Алексей Улюкаев по поводу нового прогноза прямо указал, что перспективы экономического роста связывает с перестройкой инфраструктуры и очень надеется, в частности, на реализацию проекта модернизации БАМа и Транссиба, а также строительства ВСМ Москва – Казань. Но на следующий же день выделение средств на ВСМ отложили.

Между тем перед отраслью стоит много и других задач: развитие инфраструктуры на подходе к южным и северо-западным портам, организация транзита, перестройка пассажирского сообщения, продвижение нашего влияния на международной арене через колею 1520 и реализацию новых проектов. Но от позиции МЭР веет такой безнадёжностью, что будто ничего этого никому и не нужно. Как зависели всю жизнь от нефтяной конъюнктуры, так и будем зависеть. Более того, министерство признаёт, что станет ещё хуже, потому что грядёт «сланцевая революция». А значит, видимо, и перевозки упадут, так зачем тратиться ещё и на дополнительную инфраструктуру?

Однако есть и обнадёживающий момент. Как известно, качество нашего прогнозирования довольно низкое. Это, кстати, в данный момент негативно отражается на компании, поскольку её бюджетные планы прямо основываются на данных прогнозах и ввиду их несоответствия действительности выполнение заданий по погрузке оказывается под угрозой. Но есть надежда, что теперь министерство ошибётся уже в другую сторону и реальные показатели экономики будут более высокими хотя бы в следующие полтора десятка лет.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28