05 марта 2021 12:52

Четыре правила

Новые нормы при получении водительских прав уже вступили в силу

Теперь при получении водительских прав будущие автомобилисты столкнутся с рядом новшеств, которые предусматривает вступивший 5 ноября в силу закон «О безопасности дорожного движения». Эксперты выделяют четыре наиболее значимых изменения, которые касаются как начинающих автолюбителей, так и водителей со стажем.
Одно из них заключается в том, что количество категорий транспортных средств увеличилось с пяти до 10 и появилось шесть подкатегорий. Новые категории BE, CE, DE, C1E и D1E позволяют управлять автомобилями с «тяжёлыми» прицепами, однако сдать экзамены на право управления ими разрешается только через один год после освоения основной категории.

Согласно документу, ездить на скутере без прав теперь запрещается. Для этого вида транспорта, как и для мопедов с лёгкими квадрациклами, предусмотрено специальное водительское удостоверение с категорией М. Такие права можно будет получить начиная с 16 лет.

В Научно-методическом центре подготовки водителей отмечают, что такое увеличение категорий пойдёт лишь на пользу автомобилистам. Во-первых, им не придётся учиться ездить на грузовике, если потом они собираются использовать, к примеру, только «Газель». Во-вторых, это будет способствовать постоянному совершенствованию водительских навыков.
«Сначала молодой человек научится ездить на скутере, потом, если возникнет необходимость, на легковой машине», – поясняет председатель правления организации Сергей Быков.

Также в новых правах появится информация о медицинских противопоказаниях. В частности, там будет указано, что водителю запрещено управлять автомобилем без очков или линз.

В то же время автолюбителям со стажем не придётся пересдавать экзамены и обменивать старые права на их новую версию. Удостоверения современного образца им выдадут по истечении срока действующих документов.

Второе новшество затронет тех, кому не терпится сесть за руль, – новый закон разрешает сдавать экзамены на категории B и C всем гражданам начиная с 17 лет. Таким образом, в случае успеха на экзамене водитель получит свои права, когда ему исполнится 18.

Ранее досрочно к сдаче экзаменов в 17 лет допускались только молодые люди, проходящие обучение в специализированных учреждениях, например юношеских автошколах.

Третья новация наверняка обрадует многих начинающих автолюбителей – им разрешат сдавать экзамен на машине, оснащённой автоматической коробкой передач. Но в этом случае в правах появится отметка АT – Automatic transmission only, – и водитель не сможет ездить на «механике». Если сотрудник Госавтоинспекции обнаружит, что это правило нарушено, автомобилисту придётся заплатить штраф в размере 15 тыс. руб.

В то же время водитель, сдавший экзамен на права на автомобиле с механической коробкой передач, допускается к управлению транспортными средствами с любой трансмиссией.

Сергей Быков отмечает, что уже давно следовало бы принять эту норму.
«Такое правило действует во многих европейских странах, и мы в этом плане давно отстаём. Это абсолютно правильно, ведь есть люди, которые не собираются водить «механику», и лишние знания им просто не нужны», – комментирует эксперт.

А вот четвёртое нововведение может расстроить тех, кто собирался сэкономить и самостоятельно освоить навыки вождения. Теперь сдать экзамены в ГИБДД можно будет только после обучения в автошколе, к чему специалисты относятся более чем положительно.
«Даже в автошколах иногда прививают ложные навыки, что негативно сказывается на дорожной ситуации», – говорит Сергей Быков и добавляет, что не менее важен психологический настрой водителей и привитие им понимания того, что на дороге они партнёры, а не соперники.

Директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников считает, что это нововведение снизит нагрузку на ГИБДД, поскольку те, кто не посещал автошколы, зачастую сдавал экзамены чуть ли не с первого раза.
«Однако здесь нельзя обойти стороной вопрос о том, что качество подготовки во многих отечественных автошколах находится на достаточно низком уровне. Это связано с тем, что нет единой программы, по которой они готовят учеников. Есть обязательные требования, но как их выполнять, каждое учреждение решает самостоятельно, где-то сокращая количество часов, а где-то увеличивая», – добавляет Вадим Мельников.

Кроме того, у нас достаточно короткий срок обучения в автошколах. За рубежом больше внимания уделяется теоретической части, основам законодательства и ответственности, которую водитель понесёт в случае нарушения ПДД. Намного больше времени уделяется и оттачиванию практических навыков.

Но в любом случае, отмечает Вадим Мельников, для того, чтобы повысить безопасность на дорогах, нужно, чтобы каждый участник дорожного движения соблюдал Правила дорожного движения, причём и как водитель, и как пешеход.

Его коллега из Научно-методического центра подготовки водителей Сергей Быков добавляет, что нам стоило бы перенять опыт Европы, где людей не только наказывают за нарушения, но и помогают им улучшить навыки вождения.
«В частности, если человек набрал определённое количество штрафных баллов, ему говорят: или отберём права, или иди учись. Это гораздо более действенно, чем оплата больших штрафов», – поясняет свою позицию эксперт.

Екатерина Захарова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31