22 июня 2021 17:16

Вопрос дня

Достаточен ли уровень подготовки выпускников вузов?

Юрий Минаев, заместитель начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам:
– В теоретическом плане ребята выходят грамотные. Видно их стремление к приобретению знаний. Бывает, что не готовы в практической части. И нам нужно тратить время на то, чтобы они приобретали определённые навыки. Приходится даже на рабочих должностях учить элементарным вещам.
Ведь если выпускник этого делать не умеет, как специалист он уже не тот. Поэтому необходимо в процессе вузовского обучения прививать практические навыки. Мы стараемся повышать роль производственной практики, чтобы студент мог получить какой-то разряд.

Светлана Устинова, заместитель начальника Архангельского центра организации работы железнодорожных станций, начальник отдела управления персоналом:
– Экзамены на допуск к самостоятельной работе выпускники сдают обычно очень уверенно. Уровень теоретических знаний у очников ощутимо выше, чем у заочников. И даже на вопросы о действиях в конкретной экстремальной ситуации они отвечают более точно и осознанно.
Но им недостаёт опыта. Ведь ребята во время обучения проходят практику обычно не на тех предприятиях, куда потом приходят работать. И иногда даже не на тех должностях, на которые устраиваются. Например, недавно четверо молодых выпускников устроились дежурными на станцию Обозерская. А практику они проходили составителями поездов на другой дороге.

Алексей Самолюк, начальник службы технической политики Восточно-Сибирской дороги:
– Теоретический уровень подготовки считаю достаточно высоким. С каждым годом повышается и способность в короткие сроки освоиться с новыми обязанностями.
У нас уже сложилась практика тесного взаимодействия служб и дирекций с преподавателями и студентами. Идёт обмен мнениями, как лучше подготовить студента к будущей работе, руководители-железнодорожники подсказывают, каким направлениям подготовки следует уделить особое внимание. В результате наша служба получает именно таких специалистов, какие требуются.

Эдуард Быков, начальник Ачинского центра организации работы станций:
– Уровень подготовки выпускников бывает разным. Например, в этом году мы приняли 19 человек. Они несколько слабее выпусков 2011 и 2012 годов – в плане знаний и общественной активности. Выпускники прошлых лет уже существенно продвинулись по служебной лестнице, а некоторые, начав составителями поездов, за два-три года стали заместителями руководителей крупных станций.
На мой взгляд, среди преподавателей отраслевых вузов не хватает практиков. В учебном процессе обязательно должны принимать участие люди, которые работают на дороге, – руководители локомотивных депо, крупных станций, служб и дистанций. У них нет педагогического опыта, но в данном случае это не имеет значения: они владеют информацией о реальной обстановке на дороге, помогут понять, чем она дышит и как живёт. Думаю, многие руководители с удовольствием приняли бы такое предложение.

Анатолий Урусов, главный инженер Минераловодской дистанции пути:
– В Ростовском госуниверситете путей сообщения неплохая учебная база, даётся необходимый объём знаний. Я и сам его оканчивал.
Что касается практических знаний, то какие-то основы у выпускников имеются, а вот опыт нарабатывается на производстве. Главное, что теория у приходящей молодёжи в порядке, база есть, а практические навыки появятся.

Наталья Вискалина, заместитель начальника Свердловской дирекции управления движением по кадрам и социальным вопросам:
– Преподавателям и студентам сложно уследить за всеми изменениями, происходящими в компании. В связи с постоянным развитием отрасли меняются технология работы, нормативные документы. Поэтому нам есть над чем работать.
Мы уже провели ряд встреч с преподавателями Уральского госуниверситета путей сообщения по актуализации учебных планов. Приблизить студентов к производству позволяют лекции, проводимые в учебных заведениях руководителями служб движения, коммерческой и грузовой работы, а также ежегодная практика на станциях. На текущий учебный год запланирована стажировка преподавателей учебных заведений в дирекции, чтобы они изнутри смогли увидеть технологию работы. Всё это повысит уровень подготовки студентов и преподавателей.

Ольга Кодинцева, первый заместитель начальника службы управления персоналом Южно-Уральской дороги:
– На сегодняшний день учебными планами по многим специальностям уменьшены часы практической работы. Хотя руководители убеждены, что студентам нужно предоставлять больше часов для приобретения практических навыков.

Алексей Жигучёв, заместитель начальника по ремонту специализированной путевой машинной станции № 335 на станции Аткарск:
– Теоретический уровень достаточный. Не хватает производственных навыков. Компьютер, делопроизводство знают, а в части ремонта, как закрутить-открутить, умений маловато.
Закрепляем за выпускниками наставников. Они их обучают, подтягивают практические знания до требуемого уровня.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30