28 января 2022 22:58

2014-й: вызовы регионов

Недавно в Петербурге прошёл XII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему», собравший на своей площадке более 1100 специалистов из 16 стран, 59 субъектов Российской Федерации, 72 городов и районов.
Владимир Лещишин, начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД»
Тематика форума – выстраивание единой системы планирования в России. В ходе первого пленарного заседания были рассмотрены законодательные аспекты стратегирования, в том числе проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании». С докладом на пленарном заседании на тему «Участие госмонополий в государственном стратегическом планировании и увязке отраслевых стратегий развития со стратегиями развития Российской Федерации и регионов (на примере РЖД)» выступил статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков.

Он обратил внимание на необходимость участия базовых инфраструктурных компаний в разработке всех основных стратегий развития отраслей промышленности. По его мнению, естественные монополии должны быть включены в структуру системы государственного стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровне. Для делегации ОАО «РЖД» форум стал шансом осмыслить новые вызовы в сфере взаимодействия с регионами на 2014 год. Выделю наиболее важные из новых.

Во-первых, с высокой степенью вероятности с 2014 года 45% (11,875 млрд руб.) федеральной субсидии на компенсацию потерь от госрегулирования по железнодорожному пригородному транспорту могут распределяться в адрес пригородных компаний через региональные бюджеты (посредством межбюджетных трансфертов). С учётом того, что в 2012–2013 годах региональные бюджеты планировали потратить на компенсацию по пригороду около 8 млрд руб. в год, общая сумма, физически получаемая от регионов, может теоретически более чем удвоиться. Однако на практике решение правительства страны направить часть своих субсидий на пригород через регионы резко осложняет их получение.

Проблемы будут возрастать по мере расширения самостоятельности регионов. Федеральный центр пока отказывается менять принципы бюджетного федерализма в пользу регионов (напротив, в проекте бюджета на 2014–2016 годы финансирование регионов из федерального центра сокращено на 6%). Но при этом возлагает большую политическую ответственность на глав регионов (через возвращение выборности) и социальную (через перекладывание на их плечи социальных обязательств). Как следствие, региональные власти будут вынуждены принимать всё больше независимых от центра экономических решений, в первую очередь при определении приоритетности финансирования значимых статей бюджета.

Во-вторых, уже к первому чтению федерального бюджета субсидия на пригород физически сокращена на 2,5% в номинальных ценах 2014 года к 2013 году. С учётом того, что эта субсидия не индексировалась уже несколько лет, а издержки пригородных компаний устойчиво растут, реальный дефицит по пригороду год от года увеличивается.

В-третьих, однако, реализация новых инфраструктурных проектов (БАМ, ВСМ, ЦКАД и Московский транспортный узел) даёт компании новые возможности с теми регионами, на территории которых они будут осуществляться. Необходимость реализовать огромные проекты в срок предполагает потребность в формировании максимально благоприятного отношения к компании со стороны региональных властей. Речь идёт не только о региональных налоговых льготах, которые только в случае БАМа могут составить миллиарды рублей на срок реализации проекта, но и о перезагрузке отношений с этими регионами в целом. Распределение крупных инвестиций компании и государства на территории региона могут дать возможность разрешить наболевшие вопросы, в том числе по пригороду.

В этой связи нельзя недооценить роль профильных заместителей начальников дорог по взаимодействию с органами власти. На них ложится ответственность по формированию благоприятного отношения региональных и местных властей к новым инфраструктурным проектам компании. Именно им совместно с руководителями ППК в будущем году придётся взять на себя основную долю работы по получению федеральных дотаций на пригород, распределяемых через региональные бюджеты. Всё больше придётся работать и на публичных площадках: в законодательных собраниях регионов, общественных палатах, в иных совещательных органах и в СМИ.

Из-за сокращения полномочий региональных центров корпоративного управления (РЦКУ) в производственно-хозяйственной сфере насущно стоит вопрос о синергии работы между заместителями начальников дорог по взаимодействию с органами власти и профильными сотрудниками филиалов и структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ и проектных офисов.

Только командная, скоординированная работа между всеми участниками процесса взаимодействия с региональными властями приведёт к максимальному и для компании, и для регионов эффекту, сделает компанию полноценным участником общегосударственных усилий по долгосрочному развитию регионов и даст адекватный ответ на новые вызовы.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31