06 марта 2021 13:53

Без чёткой методики оценки условий труда положение «вредников» может ухудшиться

В настоящее время широко обсуждается проект нового закона о специальной оценке условий труда, которая вводится вместо действующей аттестации рабочих мест. Мнения по поводу некоторых положений этого документа неоднозначны.
Леонид Туров, заместитель руководителя технической инспекции труда Роспрофжела, к.т.н.
В ЦК Роспрофжела есть серьёзные замечания, которые требуют дополнительного обсуждения до вынесения закона на второе чтение в Государственную думу РФ.

В частности, предполагается, что специально созданная комиссия будет проводить «идентификацию» условий труда на рабочем месте, то есть сопоставлять выявленные вредные и опасные факторы (шум, вибрация, загазованность, запылённость, температура воздуха, освещённость и т.д.) с их допустимыми значениями, установленными государственными нормативными требованиями охраны труда.

Она проводится в основном по тем профессиям и видам работ, которые не вошли в действующие ещё с советских времён Списки профессий и должностей с вредными условиями труда, в соответствии с которыми работники получают сегодня льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда. Это значит, что комиссии предприятий будут оценивать условия труда на рабочем месте только с помощью внешнего осмотра, когда не проводится специальное измерение величин действующих вредных производственных факторов. В результате получается, что если на рабочем месте эти факторы не выявлены или признаны допустимыми, то и условия труда признаются комиссией допустимыми, то есть соответствующими нормам охраны труда.

В этом случае без подробных обследований, без серьёзного обоснования предприятием просто оформляется на пять лет так называемая «декларация» соответствия условий труда на рабочем месте требованиям охраны труда. Если на таком рабочем месте за указанный период не было несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, срок может быть продлён ещё на пять лет. Получается, в течение 10 лет данные рабочие места обследоваться не будут, а условия труда будут считаться допустимыми. Для работника это, конечно, плохо.

Практика показывает, что производственное оборудование на предприятиях с годами изнашивается (станки, вентиляционные устройства, подвижной состав и т.д.), условия труда на рабочем месте только ухудшаются, величины вредных факторов повышаются. Несмотря на это, специальная оценка условий труда, в том числе измерение этих факторов на рабочих местах, работодателем может не проводиться. Таким образом, работники, профессии которых не включены в указанные списки, не получат положенные им льготы и компенсации, не будут приниматься меры по улучшению условий труда, в результате возможен рост профзаболеваний. При этом обеспечить работнику здоровые и безопасные условия труда работодатель обязан по трудовому законодательству.

Профсоюз считает, что в законе должна быть чётко прописана обязанность работодателя провести измерения и определить фактический уровень вредных факторов и класс условий труда на каждом рабочем месте. А по результатам выполненной работы установить размеры компенсаций работникам, занятым на работах во вредных условиях труда, и разработать мероприятия по улучшению условий труда.

По закону в комиссию предприятия по специальной оценке условий труда вместо эксперта может быть включён технический инспектор профсоюза, чтобы добиваться объективности. Однако этот момент должен быть отражён в коллективном договоре.

В проекте закона предусмотрено снижение класса вредности условий труда при использовании работниками сертифицированных средств индивидуальной защиты (СИЗ). По мнению профсоюза, эту норму нужно исключить. Во-первых, Правительством РФ отменена обязательная сертификация спецодежды. Да и в нормативных документах Роспотребнадзора данная норма снижения класса условий труда отсутствует.

В законе прописано, что будет разработана методика по эффективности применения СИЗ. Но как её можно применять на практике, когда спецодежда по большей части не ремонтируется, не стирается и оценка качества, в том числе материала поставляемой спецодежды, на предприятиях практически не производится?

Отраслевой профсоюз также добивается, чтобы работодатель обязательно внепланово оценивал условия труда на местах, где были проведены работы по устранению вредных производственных факторов. Это должно быть доказано повторной оценкой, после чего может быть изменён класс условий труда, отменены или снижены размеры компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда. Такая внеплановая оценка необходима, чтобы не допустить необоснованного их снижения работодателем.

Важный вопрос – экспертиза качества оценки условий труда. Проектом закона предусмотрено, что порядок её проведения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в том числе по запросам работников, профсоюзных организаций, но на платной основе. Непонятна ситуация, когда представитель профсоюза, который одновременно является членом комиссии по специальной оценке условий труда, может запросить проведение экспертизы, но уже на платной основе. Получается, что если он не согласен с результатами спецоценки, высказал своё особое мнение и не подписал заключение комиссии, то должен провести экспертизу качества за счёт средств профсоюза. При этом механизм учёта особого мнения в проекте закона не прописан.

В новом документе необходимо предусмотреть реальную и чётко действующую методику оценки условий труда и расчёта размера компенсаций за работу во вредных условиях.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31