04 марта 2021 18:51

Простой ответ

Конкуренция в сфере охраны поможет реализовать многие задачи

За 9 месяцев этого года преступники совершили 3833 кражи грузов, 2929 из них полицейским удалось раскрыть. В ряде случаев преступники пока остаются безнаказанными. О том, как транспортная полиция борется с кражами грузов,  наша беседа, состоявшаяся накануне Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Александр Кудряшов, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела ОБППГ ГУТ МВД, полковник полиции
– Александр Павлович, какие грузы сейчас пользуются наибольшей «популярностью» среди преступников?
– Те, что проще впоследствии реализовать: нефтепродукты, различные металлы и металлолом. С прошлого года отмечается осложнение ситуации с транспортировкой чугуна через Тульскую и Брянскую области. Но там вал краж нам удалось остановить. Хроническая проблема Южного Урала – хищения чёрного металла и его лома. На Приволжской дороге, в районе Волгограда, зафиксировано подряд несколько крупных краж нефтепродуктов – в цистернах выявлены недостачи от 4 до 17 тонн различных ГСМ. Сейчас мы совместно со службами безопасности нефтяных компаний работаем над устранением этой проблемы.

– Каким образом строится работа по пресечению подобных преступлений?
– Мы привлекаем и Ведомственную охрану железнодорожного транспорта, и подразделения безопасности ОАО «РЖД». Но вместе с этим кражи из грузовых поездов раскрываются очень не просто. Для наглядности приведу утрированный пример – поезд идёт из Калининграда во Владивосток, злоумышленники украли товар в Подмосковье, а обнаружили кражу только за Уралом. И оперативникам транспортной полиции нужно приложить немало усилий не только для того, чтобы поймать преступников, но и вообще найти место совершения преступления. Поэтому чем быстрее вскрываются факты преступлений, тем больше вероятность наказать злоумышленников.

– Есть примеры крупных задержаний?
– Безусловно. Завершено расследование уголовного дела в отношении группы жителей Кунашакского района Челябинской области, которые воровали грузы из вагонов на перегоне Каменск-Уральский – Челябинск. Дело возбудили сотрудники Южно-Уральского ЛУ МВД на транспорте ещё в январе 2012 года, фигурантами в этой истории проходят 40 человек, девяти из них уже предъявлены обвинения. Всего на счету этой группы 44 эпизода преступной деятельности. В феврале 2013 года в Курганском ЛО МВД на транспорте возбуждено уголовное дело в отношении шести жителей города Курган, которые в 2012–2013 годах воровали из подвижного состава, а также покушались на металлосодержащее имущество ОАО «РЖД» на станции Утяк ЮУЖД. Это дело будет передано в суд в ближайшее время.

– Ситуация в тех регионах, где вы ловите такие группы, улучшается?
– Однозначно утверждать нельзя. Мы сажаем преступников, они возвращаются и зачастую продолжают заниматься своим промыслом. Редко среди пойманных воров можно встретить новые лица. Например, кражами ГСМ промышляют одни и те же. Да и суды на местах не дают таким преступникам больших сроков. Это же кражи, не убийства… В этом году мы задержали группу из семи человек. У организатора банды целая коллекция судимостей – их семь, и все наказания либо условные, либо штрафы. Сейчас, если будет доказана организация преступного сообщества, он может получить серьёзный срок.

– Люди выходят целыми посёлками на дорогу не от хорошей жизни. Да и процессы в местных судах их не пугают. Каков же выход из ситуации?
– Ответ простой – владельцы и перевозчики должны и сами заботиться о безопасности грузов. К примеру, сейчас вводятся в строй электронные ЗПУ, которые подают сигнал диспетчеру о том, что кто-то пытается вскрыть вагон. Есть масса недостатков в конструкциях разных типов вагонов. И те компании, которые заинтересованы в безопасности своих перевозок, активно сотрудничают с транспортной полицией. Так, ГУТ МВД России находится в постоянном контакте с ОАО «РЖД» и его подразделениями по безопасности. На основе анализа способов совершения краж из грузовых вагонов мы разрабатываем рекомендации по безопасности. Но специалисты знают, что сделать весь грузовой вагонный парк абсолютно защищённым пока невозможно – возникают вопросы времени на оснащение и финансирование. Необходимо и законодательное подкрепление – недавно мы направили в Минтранс письмо с просьбой о включении металлолома в перечень грузов, подлежащих обязательной охране и сопровождению. Правда, грузы из чугуна сейчас сопровождаются, но всё равно есть случаи воровства.

– Причина в плохой охране?
– На сегодняшний день применяемая технология охраны устарела. Жизнь подсказывает, что данной деятельностью должны заниматься различные частные структуры. Основную массу перевозимых грузов сопровождает Ведомственная охрана. Сейчас образовалась «РЖД-Охрана», которая в рамках пилотного проекта будет сопровождать грузовые поезда из Екатеринбурга в Москву на всём пути следования. Есть и другие наработки в этой области. И возникновение конкуренции на охранном рынке будет способствовать оздоровлению ситуации. Если у одной структуры будут воровать, то отправитель будет иметь полное право отказаться от её услуг, заключить договор с другой, у которой эта работа лучше получается.

Беседовала Елена Демиденко

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31