07 марта 2021 06:34

Время зовёт

На недавней московской конференции по железнодорожному тарифному регулированию много говорилось о необходимости соответствовать вызовам времени и совершенствовать систему ценообразования. В выступлениях руководителей ОАО «РЖД» звучали конкретные предложения в рамках такого совершенствования, в частности по дальнейшему дерегулированию тарифов в определённых сегментах перевозок. Позиции же представителей регуляторов были всё-таки достаточно обтекаемыми.

А между тем нельзя не видеть, что в ходе реформирования железнодорожного транспорта тарифная тема всегда была самой отстающей, хотя должна была бы быть, наоборот, наиболее передовой, потому что без дерегулирования тарифов в конкурентных сегментах здесь не работают важнейшие механизмы привлечения инвестиций, сокращения издержек, повышения клиентоориентированности, реагирования на спрос и т.д.

Напомним, что в Программе реформы планировалось уже на первом этапе провести «либерализацию тарифов на железнодорожные перевозки в конкурентном и временно монопольном секторах». Признавая, что железнодорожный транспорт далеко не во всех сегментах является монополистом, документ указывал на наличие внутриотраслевой, межотраслевой, межтранспортной и международной конкуренции. Достаточно подробно Программа называла и те конкретные виды перевозок, которые имеют место в таких сегментах и требуют отмены там жёсткого тарифного регулирования.

Однако в ходе реформы в этой связи сделано было крайне мало. В результате тарифная система как гибкий инвестиционный инструмент, направляющий капитал туда, где он больше всего в данный момент нужен для увеличения мощностей, на железной дороге до сих пор не работает, за исключением операторского рынка. Это порождает и недофинансирование инфраструктуры, и дисбаланс разных сегментов.

А между тем внесённые ещё в 2003 году изменения в закон «О естественных монополиях» подчёркивали необходимость дерегулирования, говорили о «недопущении сдерживания» такого перехода и даже наделили соответствующий орган власти полномочиями самостоятельно принимать решения о прекращении регулирования.

Будем надеяться, что Федеральная служба по тарифам при поддержке других регулирующих органов в обозримом будущем будет активнее пользоваться этим правом, более оперативно отвечая таким образом на отмеченные вызовы времени.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31