24 июня 2021 12:51

Реставратор былого

Помощник машиниста увековечил в цифровом формате историю депо

Помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-пассажирское Илья Руднев воссоздал историю предприятия по старым фотографиям и рассказам ветеранов, записал всё на диск, растиражировал и раздал желающим.
По словам Ильи, железной дорогой он заболел ещё в детстве. Дом Рудневых в Азербайджане стоял вблизи магистрали, дед работал машинистом тепловоза ТЭ3. Николай Александрович часто брал внука погулять в депо Баладжары.
«Он мне рассказывал о марках локомотивов, об их мощности. Мне это было не совсем понятно, но гудки, тепловозы, вагоны, запах путей действовали завораживающе, – рассказывает Илья. – А в пять лет впервые посадил меня в локомотив».

Мальчика поразили размеры кабины, обилие приборов и ручка крана машиниста. «Дедушка, а как им управлять? Где руль?» – задал он главный вопрос.

Дед ответил: будешь водить локомотивы дома. И смастерил игрушечную железную дорогу.
«Основой для неё стала немецкая игрушка из «Детского мира»: рельсы, вагоны, – а сигнализацию, стрелки, туннели и станции сделал дедушка. В результате обычный круг рельсов растянулся на две комнаты и стал узловым центром. Моя дорога сохранилась до сих пор – это же святое!» – говорит Илья.

Локомотив серии ТЭ3 Руднев с тех пор считает самым лучшим: «Он неприхотлив, прост в обслуживании. Ни в одной стране мира ТЭ3 уже не работают, только в Азербайджане до сих пор водят пассажирские и грузовые поезда».

Детское увлечение вылилось в профессию. Илья Руднев окончил Волгоградский техникум железнодорожного транспорта, пришёл помощником машиниста в депо Волгоград-пассажирское. «Самые яркие впечатления от тех дней – получение долгожданного удостоверения помощника и первая поездка на ЭП1 в 2007 году. Мечта детства сбылась», – признаётся Илья.

Тогда же появилось и новое увлечение. Молодой помощник заинтересовался историей депо, захотел узнать, какие локомотивы здесь были в самом начале, в 1870-х, когда Приволжская (тогда Рязано-Уральская) дорога только образовывалась. А любовь к историческим изысканиям, говорит, досталась от мамы, которая работала в Центральном государственном историческом архиве в Баку.
«Большинство моих коллег – продолжатели династий, и у многих дома в сундуках и чемоданах пылились старые фотографии и документы, – рассказывает Илья. – Просил принести их на день-два, сканировал, изучал. Потом пришла идея объединить все фото в один альбом истории нашего депо».

За архивной информацией Илья направился в Музей боевой и трудовой славы эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-пассажирское. А там шёл ремонт, все фотографии и документы хранились в наволочках от подушек, чтобы не пылились. Руднев попросил директора музея Татьяну Яковлеву разрешить ему взять эти мешки домой, чтобы разобрать и тоже включить в альбом.

Фотографии и документы рассортировал по годам. В квартире не осталось свободного места: архивные бумаги лежали на столах, диванах, стульях.
«Неоценимую помощь оказали машинист Владимир Симаков, помощник машиниста Сергей Цыганенко и фотограф Андрей Платонов – любитель снимать поезда. Они принесли снимки 1993 года, когда депо получило новые локомотивы ТЭП70, и фото времён эксплуатации ТЭП60, – продолжает рассказ Илья. – Сейчас в России эти тепловозы уже не работают, немного, насколько знаю, есть в Белоруссии».

Помощник машиниста сканировал и реставрировал фото. В итоге около 600 снимков 1871–2011 годов стали выглядеть так, будто их только что проявили. Добавлял подписи, пояснения, всё записывал на диск. На это ушло два года.

Директор музея не торопила, хотя ремонт давно завершился. Ждала, когда будет готов исторический альбом.

Первый диск Ильи вышел в свет к 140-летию депо в октябре 2012 года, его историк-самоучка подарил начальнику депо Владимиру Дергачёву. «Он был поражён. Вы что, удивился, сделали историю нашего депо?» – вспоминает Руднев.

Кстати, на этом диске есть одна из его любимых фотографий – времён Великой Отечественной войны. «Под открытым небом восстановленная кузница, – описывает её Илья. – Она была в здании депо, которое разрушено бомбёжкой. Вдалеке горит здание вокзала станции Волгоград-1, мечутся люди. А кузнец в кузнице что-то куёт».

Руднев раздавал диск всем желающим. Даже передал его через помощника старшему вице-президенту компании Валентину Гапановичу на железнодорожной выставке в ноябре прошлого года. Хочу, говорит, чтобы как можно больше людей узнали историю нашего депо.

И эта история продолжает писаться и сегодня. Вместе с Андреем Платоновым и Сергеем Цыганенко Илья Руднев старается зафиксировать каждый интересный момент из жизни предприятия. В социальной сети «Одноклассники» создал группу «Волгоградский региональный центр ПривЖД», выкладывает на сайт и фотографии, которые сделал сам, и те, что снимают знакомые, которые по его просьбе во время командировок и отпусков фотографируют поезда, вагоны, станции.
«Сейчас собираю материал для второй части альбома истории нашего депо», – делится творческими планами помощник машиниста.

Инга Быкова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30