26 февраля 2021 07:00

Нужна норма для отказа в перевозке порожняка

В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) предложили внести ряд изменений в нормативно-правовую базу для создания единой системы управления порожним парком грузовых вагонов и минимизации экономического ущерба от их неоправданного простоя.
Согласно проведённому в ИПЕМ исследованию, отсутствие единых правил деятельности для всех участников рынка железнодорожных грузовых перевозок привело к нерациональному использованию инфраструктуры, увеличению несанкционированного простоя вагонов и порожнего пробега подвижного состава и, следовательно, к неоправданным экономическим потерям.

Как сообщил руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук, увеличение порожнего пробега вагонов и их несанкционированный простой приводят к негативным экономическим последствиям.
«Дополнительные 640 млн вагоно-километров порожнего пробега в год вкупе с увеличением переработок порожних вагонов уменьшают мощности сортировочных станций, что в конечном итоге приводит к невывозу грузов. В 2012 году объём невывезенного груза мог составить 38 млн тонн, а это 3% от общей погрузки за весь соответствующий год», – подчеркнул он.

По мнению Владимира Савчука, основной проблемой является отсутствие правил, устанавливающих порядок деятельности участников рынка грузовых перевозок на железнодорожной инфраструктуре.
«На сегодняшний день у перевозчика и владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД») есть правовые основания наложить ограничения или отказать в перевозке грузов. При этом для порожних вагонов подобные основания для ограничения или отказа в перевозке отсутствуют. Поэтому необходимо законодательно закрепить основания, при которых ОАО «РЖД» может отказать в перевозке порожних вагонов. Но при этом владелец инфраструктуры должен предложить оператору (владельцу) вагона альтернативный кратчайший маршрут на стадии согласования заявки на перевозку порожнего вагона в случаях, когда пропускная способность участков инфраструктуры железнодорожного транспорта и перерабатывающий потенциал железнодорожных станций по маршруту следования порожнего подвижного состава не позволяют технически или технологически осуществить перевозку. Плата за перевозку порожнего подвижного состава по такому маршруту должна взиматься, исходя из фактически пройденного расстояния», – предложил руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ.

Первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Колесников уточнил, что в интересах компании получить право на передислокацию порожних вагонов.
«Нам, перевозчику, дают право в случае обоснованного, аргументированного отказа в приёме порожнего вагона передислоцировать этот порожний вагон со станции выгрузки, станции назначения, а это, как правило, крупные промышленные центры, где ежесуточная выгрузка доходит до нескольких сот вагонов и где мы ограничены в возможности выделять пути, на ближайшую станцию, где перевозчик выделяет пути для отстоя, и уже на этой станции мы должны начислять плату за нахождение на инфраструктуре этого порожнего вагона любого собственника. Тогда это будет полностью соответствовать нашей концепции», – подчеркнул он.

ИПЕМ предлагает в исследовании свой перечень необходимых изменений в нормативно-правовую базу для создания системы управления порожним парком грузовых вагонов.

Минтрансу РФ необходимо утвердить соответствующий перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования запроса на перевозку порожних вагонов, Федеральной службе по тарифам – разработать и утвердить методику расчёта платы за простой подвижного состава, рассчитать и утвердить размер платы, внести в соответствующее тарифное руководство изменения, предполагающие установление правил расчёта и взимания платы за перевозку порожних вагонов по фактически пройденному расстоянию, Росжелдору – утвердить методику формирования перечня железнодорожных станций для простоя вагонов с возможностью ежегодной корректировки, разработать и принять правила перемещения порожних вагонов, включая определение компенсации за такое перемещение, разработать и принять методику определения максимального значения пропускной способности инфраструктуры и станций.
«Для совершенствования системы управления прежде всего потребуется внести изменения в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и в постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками», – уточнил Владимир Савчук.

Алексей Зотов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28