17 июня 2021 00:14

Незаточенный инструмент

Как известно, в этом году ОАО «РЖД» получило право самостоятельно регулировать тарифы на грузовые перевозки в рамках ценового коридора «плюс 13,4%, минус 12,7%». И за прошедшие девять месяцев компанией было принято несколько решений по снижению цен по ряду направлений.

При этом, как уже писал «Гудок», тарифный коридор проявил свою ярко выраженную понижательную направленность. ФСТ России с этим не согласна, считая принятый ею порядок весьма сбалансированным. Хотя, напомним, условий, по которым можно снизить тариф на перевозку, там 10, а увеличить – только 5.

Причём накопленный за прошедшее время опыт позволил в полной мере ощутить все подводные камни имеющейся методики.

Возьмем, к примеру, перевозки нефтяных грузов. На фоне сегодняшнего падения цен на многие товары стоимость нефти сырой и нефтепродуктов остаётся на мировых рынках довольно высокой, востребованность этих номенклатур тоже велика, производство практически не снижается. Следовательно, чтобы хотя бы частично нивелировать негативный эффект для ОАО «РЖД» от замораживания его тарифов, можно было бы ставки на данные грузы проиндексировать, скажем, в рамках инфляции. Это дало бы компании так необходимые ей 18 млрд руб., которые в противном случае уйдут к далеко не бедным нефтяникам и операторам. Регуляторы говорят, что РЖД могут это сделать самостоятельно, ссылаясь как раз на возможности коридора. Но чтобы действовать строго по методике, необходимо повысить на конкретных направлениях цены на всю номенклатуру, а затем их обратно снизить, оставив на прежнем уровне лишь нефть. Понятно, что технически это просто невозможно.

И даже если направление явно перегружено, то есть спрос намного превышает предложение, то так просто тарифы тоже не поднимешь. Нужно иметь альтернативный маршрут, а его чаще всего нет. Поэтому по тарифному коридору с помощью повышения цен оптимизировать грузопотоки (а именно это заявлено как основная цель его введения) довольно затруднительно. То есть инструмент есть, но он как-то совсем пока не заточен.

Впрочем, ФСТ не отказывается от дальнейшей работы над этой проблемой, но хотела бы сначала собрать полученный в ходе практики материал. Только вот возникает вопрос, как же это сделать, если применить на практике данную методику очень трудно.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30