Общество / 16.09.13 14:19

Космос сделал России грандиозный подарок в виде волшебных алмазов

На границе Якутии и Таймыра обнаружены минералы с исключительными полирующими свойствами

Сибирские учёные взялись за активное изучение углеродных пород Попигайского месторождения, образовавшихся около 35 млн. лет назад. Исследователи утверждают, что этот вид алмазов появился на Земле после падения огромного метеорита. Совместно с японскими геофизиками им удалось установить, что «космические» вещества способны полировать твёрдые поверхности, не оставляя на них даже микроскопических царапин.

Директор Института геологии и минералогии (ИГМ) им.В.С.Соболева Сибирского отделения РАН академик Николай Похиленко уверен, что такие свойства алмазы имеют из-за своей идеальной внутренней структуры. «Когда мы их изучали с помощью микроскопов, выяснилось, что кристаллиты этих веществ расположены закономерно в равном расстоянии друг от друга», - пояснил учёный. По его словам, полирующие способности попигайских углеродов в 2,5 раза превышают аналогичные свойства природных или синтетических алмазов. «Даже наноразмерные кристаллы обычного алмаза царапают поверхность, а эти полируют так, что даже на электронном микроскопе нельзя увидеть царапины», - сказал Николай Похиленко.

Учёные уверены, что обнаруженные способности попигайских алмазов помогут при создании высокоточных оптических систем, в том числе спутниковых, в ювелирной промышленности и других сферах, новых композитных материалов, буровых коронок и всевозможных резцов.

Следующая экспедиция на Попигайское месторождение запланирована на 2014 год. Геологи уверены, что там есть не только мелкие раздробленные образцы пород, но и крупные камни, достигающие в диаметре 1,5 см. Общее число алмазов, которые могут находиться в Попигайском месторождении, по оптимистичным прогнозам геофизиков достигает 3 млрд. карат.