Авиа / 22.08.13 12:36

Дмитрий Медведев рассказал, как снизить цены на авиабилеты

Для развития региональной авиации премьер посоветовал удешевлять горючее

Дмитрий Медведев во время визита на Северо-Кавказский молодежный форум «Машук-2013», поделился соображениями о том, какими способами необходимо снижать цены на авиабилеты.

По мнению премьера, нужно покупать и брать в лизинг больше самолетов, а также удешевлять горючее. 

Он подчеркнул, что региональная авиация должна развиваться.

«Когда прилетал на Дальний Восток, граждане говорили: у нас-то так здесь, а у вас в России так - они просто считают, что Москва очень далеко, туда никогда не попасть», - рассказал премьер. 

Для повышения доступности авиабилетов запущена программа льготных перелетов с Дальнего Востока в Москву, Питер и на юг для молодежи, пенсионеров и инвалидов. Билеты для них в 10 раз дешевле.



Власти до 15 сентября должны проработать вопрос создания аэропорта для низкобюджетных перевозчиков - лоукостеров.

Такое поручение дал президент РФ на совещании по развитию Московского авиаузла (МАУ). В качестве вариантов аэропорта для лоукостеров предлагались аэродромы Ермолино, Остафьево и Клин. Сейчас в России нет аэропортов, которые бы специализировались на бюджетных перевозках. Развитие рынка низкобюджетных перевозчиков может повысить доступность авиаперевозок для семей со средним доходом. Крупнейшие российские авиаперевозчики "Аэрофлот" и "ЮТэйр" уже заявляли о планах создания лоукостеров.

Правительство в последние месяцы активно занялось вопросом цен на авиаперевозки по России. В письме к премьер-министру Дмитрию Медведев Генпрокурор Юрий Чайка отмечает, что цены на авиабилеты в России завышены в среднем в 1,5 раза для экономкласса и в 2 раза для бизнес-класса. Проверка, которую прокуратора провела совместно с ФАС, показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается в том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса. По мнению Чайки, это связано с существующими пробелами в законодательстве, позволяющими авиакомпаниям необоснованно завышать стоимость авиаперелетов: "Нормативы, принятые в 1992-1993 годах, когда на рынке авиаперевозок России была лишь одна компания, не содержат механизмов рыночного регулирования".

Представители перевозчиков считают претензии необоснованными. "Гражданская авиация - низкомаржинальный бизнес с крайне низкой нормой прибыли, которая не идет ни в какое сравнение с той, что существует в других отраслях, например, телекоммуникациях. Искусственно, произвольно завышать цены невозможно по определению, а искусственно, административно, декретно снижать - толкать предприятие к банкротству, - считают представители "Аэрофлота". - Бизнес-класс естественно дороже. Но пассажиры бизнес-класса платят в том числе и за то, чтобы пассажиры экономкласса платили чуть дешевле. Цена авиабилета формируется за счет целого ряда составляющих - расходов на топливо (до 40% цены), на лизинг воздушных судов, на аэропортовые услуги и т. д. Многое зависит от бизнес-модели".

Как отметил генеральный директор Ozone.travel Дмитрий Яковлев, цены на перелеты по России действительно дороже по ряду направлений, чем в Европу на такие же по протяженности направления: "Но дорогие билеты по России обусловлены малым пассажиропотоком и неразвитостью аэропортовой структуры, а также дорогими сопутствующими услугами для авиакомпаний. Российские авиакомпании находятся на грани рентабельности, их цены адекватны рынку. Увеличение продаж и уменьшение издержек, а также помощь государства в развитии аэропортовой инфраструктуры (обнуление НДС, субсидии) может позитивно сказаться на ценах билетов".

По мнению экспертов, перевозчики смогут снизить цены, когда у них появится возможность продавать "невозвратные" билеты. "Введение таких тарифов снизило бы стоимость экономкласса на 10%. Этому есть простое объяснение: авиакомпании не закладывали бы в цены своеобразную "страховку" от убытков. Компания терпит экономический ущерб, когда пассажир, к примеру, покупает билет "на всякий случай", а потом, изменив планы, с легкостью его сдает, иногда непосредственно перед вылетом. Итог - вакантные пассажирские кресла, заполнить которые уже просто нет времени и возможности. А "возить воздух" очень накладно, учитывая то, что регулярные платежи для компании остаются прежними, никто никаких скидок ей не даст. Если же клиенты будут подходить к планированию своих путешествий и приобретать билеты более ответственно, то авиакомпании получат возможность шире практиковать распродажи, давать скидки на определенные направления. Введение "невозвратных" тарифов - одно из условий создания и успешной деятельности в России лоукостеров", - объяснили в "Аэрофлоте".

В свою очередь Дмитрий Яковлев уверен, что "невозвратные" билеты могут повысить рентабельность авиакомпаний, но вряд ли это поможет улучшить ситуацию по снижению цен в краткосрочной перспективе.

Как отметили эксперты, наиболее дешевыми авианаправлениями сейчас являются те, где больший пассажиропоток, это Москва - Петербург, Москва - Сочи, Москва - Калининград и другие. К тому же стоимость перевозок на одном и том же направлении может сильно колебаться в зависимости от многих факторов, в том числе сезона - есть маршруты, которые открыты лишь летом или лишь зимой - в зависимости от популярности в то или иное время года. "Для того чтобы подобрать для себя наиболее выгодные рейсы, потребителям нужно внимательно следить за акциями, скидками, особыми условиями продаж", - отмечают эксперты "Аэропорт".

Выгодными сейчас являются перелеты в Приволжском федеральном округе. Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил правила предоставления специальных субсидий на авиаперевозки в Приволжье. Речь идет о субсидировании 50% стоимости перевозки одного пассажира и о субсидировании авиакомпаний, развивающих новые маршруты.

В свою очередь, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович отметил, что практика реализации пилотного проекта показала эффективность этого решения: объем перевозок увеличился в 2,5 раза, за два месяца были перевезены 40% от всего прошлогоднего уровня перевозок.

Тенденция

Российские авиакомпании за первое полугодие 2013 года увеличили перевозки пассажиров на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 37,395 миллиона человек. Об этом сообщила Росавиация. На международных линиях рост составил 23,8%, на внутренних - 10,1%.

Пассажирооборот за январь-июнь вырос на 20,3% - до 101,979 миллиарда пассажиро-километров. На международных линиях пассажирооборот вырос на 26,7% - до 68,135 миллиарда пассажиро-километров, на внутренних - на 9,2%, до 33,843 миллиарда пассажиро-километров.

Грузооборот за первые шесть месяцев 2013 года увеличился на 0,8% - до 2,447 миллиарда тонно-километров. Авиакомпании перевезли 477,136 тысячи тонн почты и груза, что на 1,9% больше, чем в январе-июне 2012 года.

Процент занятости пассажирских кресел увеличился на 2,3% - до 77,9%. Процент коммерческой загрузки вырос на 1,3% - до 65%. В июне 2013 года авиаперевозки выросли на 14,6% в годовом исчислении и составили 8,524 миллиона человек. Пассажирооборот увеличился на 15,5% - до 21,788 миллиарда пассажиро-километров. Процент занятости кресел вырос на 1,5 процентного пункта - до 81%, процент коммерческой загрузки - на 1,2 процентного пункта, до 67,8%. Авиакомпании перевезли 83,876 тысячи тонн почты и груза (рост на 12,1%), грузооборот составил 338 миллионов тонно-километров (рост на 5,2%).

Другие новости по теме

Первые лица

В раздел →
Алёна Гапеева ведущий эксперт Департамента безопасности движения ОАО «РЖД»
Сергей Саратов начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей Ветеран-железнодорожник Владимир Суханов открыл собственный железнодорожный музей
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Храм сибирских путей 125 лет назад на железных дорогах страны появился первый в истории вагон-церковь

Популярное из регионов

Прямой эфир