Пассажирские перевозки / 29.06.21 16:47

Беспилотные «Ласточки» управляются по каналам цифровой связи

В АО «НИИАС» рассказали о промежуточных итогах испытаний беспилотной «Ласточки» на Московском центральном кольце

В АО «НИИАС» рассказали о промежуточных итогах испытаний беспилотной «Ласточки» на Московском центральном кольце | Пассажирские перевозки
фото: АО «НИИАС»

В ходе испытаний беспилотного электропоезда «Ласточка» на Московском центральном кольце успешно протестировано дистанционное управление посредством передачи видеоизображения и команд управления по каналам цифровой связи. О промежуточных итогах очередного цикла испытаний Gudok.ru сообщил заместитель генерального директора АО «НИИАС», технический руководитель проектов по беспилотным поездам Павел Попов. 

Поезд, тестируемый на МЦК, оснащен системой «умного зрения», включающей лидары, а также видеокамеры, в том числе инфракрасные. По маршруту поезд способен двигаться самостоятельно, однако в ходе испытаний в кабине опытного образца находится машинист, который всегда готов взять управление на себя. Также за движением состава наблюдают инженеры института, которые проводят мониторинг всех систем беспилотника в реальном времени.
 
Испытания различных компонентов беспилотной «Ласточки» проходят и на экспериментальном полигоне Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) в московской Щербинке. Там проверяется работа различных систем поезда, в том числе и система обнаружения препятствий. Как уже сообщал Gudok.ru заместитель генерального директора Павел Попов, скорость реакции компьютера и дальность обнаружения препятствий оказалась выше, чем у человека.

Основной задачей испытаний является проверка четырех функций беспилотной системы: обнаружение препятствий различных классов в различных условиях погоды и освещенности и на разной инфраструктуре; дистанционное управление электропоездом; высокоточное определение местоположения электропоезда; диагностика пантографа и контактной сети по видеоизображению. 

В ходе испытаний с электропоездами «Ласточка» проведено несколько тысяч испытаний в части обнаружения различных препятствий. В нынешнем году поезд планируется сертифицировать в соответствии с третьим уровнем автоматизации, сообщил ранее телеграм-канал ОАО «РЖД». 

Уровень GoA3 включает в себя автоматическое обнаружение препятствий на пути, управление движением и остановкой. После завершения испытаний функций по уровню GoA3 продолжится тестирование функций GoA4, пояснил Gudok.ru Павел Попов.

При четвертом, высшем уровне автоматизации (GoA4) система управления будет выполнять весь комплекс ведения поезда, мониторинг и диагностику бортового оборудования, автоматически открывать и закрывать двери. При этом будут возможны 3 режима управления: машинистом из кабины, дистанционно (с рабочего места машиниста-оператора) и автоматически.

ОАО «Российские железные дороги» проводит исследования и испытания беспилотных систем на «Ласточках» с 2017 года. 

В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» испытывает 2 поезда с уровнем автоматизации GoA3 разных версий. Первый поезд 2019 года выпуска используется только для сбора данных в информационном режиме. Второй электропоезд, произведенный в конце 2020 года, используется для испытаний широкого спектра функций. 

Холдингу РЖД совместно с партнерами предстоит разработать конструкторскую документацию на электропоезд «Ласточка» для эксплуатации в автоматическом режиме, утвердить стандарты в области управления подвижным составом в автоматическом режиме. К выполнению работ привлекаются российские центры компетенций в областях создания искусственного интеллекта на основе машинного обучения, развития специализированных нейронных сетей и других областей научных знаний. Также на инфраструктуре МЦК будут развернуты широкополосные системы связи по технологии LTE. Кроме того, совместно с органами власти предстоит сформировать нормативную базу для беспилотного движения.

В сентябре 2020 года в холдинге РЖД прошло заседание совета по внедрению системы управления «Ласточками» в автоматическом режиме. В своем выступлении генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров назвал развитие систем автоматического управления транспортными средствами одним из долгосрочных мировых трендов. 


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене». 

Подписывайтесь, друзья!

Тимур Бек

Другие новости по теме

Первые лица

В раздел →
Станислав Сугак начальник Центра бренда работодателя и развития человеческого капитала ОАО «РЖД»
Игорь Розенберг научный руководитель АО «НИИАС», доктор технических наук, профессор

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →