Инфраструктура / 22.01.21 08:28

Тайны чердака железнодорожного вокзала Владивосток

В девяностые годы помощь в реставрации оказали итальянские мастера

В девяностые годы помощь в реставрации оказали итальянские мастера | Инфраструктура
фото:Максим Каленник

Впервые в истории вокзала Владивосток, уникального памятника архитектуры Приморского края, железнодорожники пригласили журналистов на экскурсию на чердак. Именно здесь, вдали от посторонних глаз, сохранились удивительные отголоски прежних времён.

Но сначала совершим небольшой экскурс в прошлое. Август 1996-го. Во Владивостоке завершена сложнейшая капитальная реконструкция здания железнодорожного вокзала. Большую помощь в строительстве оказали итальянские реставраторы. Своим практически ювелирным трудом они смогли вернуть зданию былое величие. Мастера не только полностью реконструировали вокзал, они постарались сохранить его историческое наследие. В здании, например, есть место, где встречаются эпохи: на лестничном пролёте между первым и вторым этажами можно увидеть вокзал «до» и «после» – чётко видна линия между исторической напольной плиткой и современной. Не всё оригинальной половое покрытие удалось сохранить. Но старинных островков ещё царской эпохи на вокзале немало.

Часть из них прячется на чердаке. Проходим через небольшую неприметную дверь, расположенную напротив некогда известного ресторана «Гудок».

«Осторожно голову!» Такое предупреждение, чтобы не столкнуться собственным лбом с её величеством историей, мы, журналисты, слышали от заместителя начальника железнодорожного вокзала Владивосток Николая Якимчука буквально на каждом шагу. И вот почему: наш путь к самой главной башне крыши перерезали стропила, которым больше ста лет. Это лиственница – она не менялась ещё с царских времен. Как и большая часть квадратных массивных железных креплений. Дерево лишь специально обрабатывают противопожарным составом да очищают от пыли, в остальном всё, как раньше. Здесь, в полумраке, старина мирно уживается с цивилизацией. Взору предстаёт пространство, которое можно охарактеризовать модным словом «лофт»: красная стена из кирпича, чугунные крючки для люстр, ручная лебёдка – механизм, спускающий в залы светильники, и другие детали прошлого соседствуют с современными коммуникациями. Всё это будит воображение, и ты начинаешь представлять, чем жил вокзал раньше.

– Когда попадаю на крышу, мне тоже хочется задать этот вопрос. Чердак мы обследуем каждый день, но это желание – прочувствовать дух прошлого – не проходит на протяжении всех лет, что я работаю здесь. Особая магия вокзала с годами только набирает силу, – улыбается наш экскурсовод.

А вот ещё одна реликвия – труба от печки, которая раньше отапливала здание. Маленькие слуховые окошки, как в средневековых крепостях, – хоть кино снимай. Николай Якимчук уверен, что именно здесь, в центре чердачного помещения, где находятся башенные часы, и живёт «душа» вокзала.

– С часов вокзал начинается. Они отсчитывают время, к которому привязаны поезда. Задают тон и нам, – говорит он и, не давая нам опомниться, ведёт в очередной укромный уголок. В глубине одного из лабиринтов прислонились к стене 11 огромных, хорошо знакомых по фотографиям из советского прошлого светло-зелёных букв: «Владивосток». Они украшали здание до реконструкции.

– Как вам удалось их сохранить? – с этим возгласом мы, не обращая внимания на неудобную лестницу, устремились вниз, чтобы пережить возвращение в прошлое. Особым счастьем было дотронуться до этих букв и замереть, наслаждаясь моментом.

С тех пор как итальянские мастера закончили капитальную реконструкцию здания, прошло 25 лет.

– Строители давали гарантию на 7 лет, а прошло уже четверть века. О чём это говорит? О том, что наш коллектив относится к зданию, как к родному дому, – подводит итог экскурсии начальник вокзала Владивосток Ирина Тарабарова. – Это чувствуют и пассажиры, попадая к нам. Поэтому каждый из них уносит на память не только красивые фото, но и частичку тепла и приятных воспоминаний.


Фото: Именно вечером вокзал Владивосток, которому в этом году исполнится 109 лет, особенно прекрасен

Наталья Кузьмина, Дальневосточная магистраль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →