ЖД / 22.05.12 11:05

Борьба со штрафами

ОАО «РЖД» предлагает плату за просрочку доставки вагонов привести к рыночным
реалиям

ОАО «РЖД» предлагает плату за просрочку доставки вагонов привести к рыночным 
реалиям | Железные дороги
фото:Сергей Родин

С начала 2012 года ОАО «РЖД» предъявили штрафы за просрочку в доставке вагона на сумму 412 млн руб., что в три раза выше уровня прошлого года.

«По итогам 20 дней мая просрочка составила 14%, причём с опозданием прибыло 11% гружёных вагонов и 16,7% порожних, – сообщил первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Колесников. – На Приволжской железной дороге с нарушением сроков доставки приходит 33% вагонов, на Северо-Кавказской – 25%, на Юго-Восточной и Московской – по 20%». 

Правда, по словам вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева, это не означает, что вся сумма будет выплачена. У компании есть встречные претензии к тем, по чьей вине происходит задержка в доставке. Однако, чтобы грамотно обосновать всё это в суде, необходимо документально оформлять все причины, вызвавшие задержку. 

Сейчас согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта перевозчик за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов «уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки…». 

Фактически получается, что задержка на 10 суток делает доставку грузополучателю вагонов бесплатной. Однако ни в одной из транспортных отраслей нет таких драконовских штрафов. Такие же санкции предусмотрены в Уставе автомобильного транспорта, однако там давно доставка осуществляется по договорам. 

РЖД же вынуждены принимать заявки на перевозку, даже если доставить груз в срок невозможно. Причём проблема заключается в местных перевозках в границах одной дороги, когда речь идёт о сборных грузах. Дальние перевозки, наоборот, зачастую проходят с сокращением сроков доставки. 

В ЦФТО разработан проект договора на перевозку с продлёнными сроками доставки, однако грузоотправители не очень охотно его подписывают. К примеру, как пояснили «Гудку» в ЗАО «РН-Транс» (бывший «ЮкосТрансСервис»), взимание штрафов у них поставлено на системную основу, в то же время практика заключения продлённых договоров «не заведена». 

В «РН-Транс», который, кстати, является одним из лидеров по предъявлению штрафов за просрочку ОАО «РЖД» (220 млн руб. в прошлом году), допускают, что какая-то часть задержек связана с «узкими местами» на инфраструктуре, но в то же время указывают, что юристы РЖД «отбивают» у них в судах достаточно малые суммы от предъявленных, порядка 5–10%. 

Коммерческий директор «ММК-Транс» Артём Дудинский говорит, что они не предъявляют штрафов к ОАО «РЖД», поскольку могут это делать только по порожним вагонам, а процент порожнего рейса у его компании не очень большой. В то же время сам Магнитогорский металлургический комбинат, видя сложное положение с пропускными способностями инфраструктуры, подписал с РЖД новый договор о продлении сроков доставки. 

В РЖД готовят свои предложения по корректировке нормативной базы, чтобы соблюсти баланс интересов перевозчика, операторов и грузовладельцев. Их должно будет рассмотреть новое правительство. 

Сергей Плетнёв

Другие новости по теме:

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →